Повышенный расход масла в двигателе: симптомы и причины

Большинство водителей при эксплуатации своего автомобиля сталкиваются с проблемой чрезмерного расхода масла. Причины этого могут быть разными. Ниже рассматриваются обстоятельства, вызывающие расход масла, и способы избежать капитального ремонта двигателя.

 

 

масло в двигателе

 

 

Конструктор сайтов TOBIZ.NET

Почему мотор начинает усиленно есть масло?

Начать следует с того, что среди двигателей внутреннего сгорания нет ни одного, который бы не потреблял масло во время работы. Этот факт заложен в принцип их работы, и водителям просто приходится с этим мириться. Даже двигатель автомобиля, только что выехавшего из салона, потребляет небольшое количество масла. Однако с увеличением пробега автомобиля параметр расхода масла будет только увеличиваться. Новый двигатель стандартного городского автомобиля потребляет в среднем не более 100 граммов смазочного материала на пробег в семь тысяч километров.  

Характер чрезмерного расхода масла можно определить по интенсивности проблемы. Приводной блок может "съесть" смазку:

  • в количествах, значительно превышающих норму;
  • в небольших количествах, незначительно превышающих предел, указанный производителем;
  • периодически: потребление находится в пределах нормы или превышает ее.
  • с завидной консистенцией и в том же количестве;

Основные причины жора масла

Повышенный расход моторного масла может быть вызван несколькими причинами. Поэтому необходимо детально изучить и понять их.

1. Проблемы с работой цилиндро-поршневой группы

 

 

Точечная обработка поршня

Плохое состояние цилиндров, поршней и колец часто является причиной проблем с повышенным расходом смазки. Если двигатель находится в хорошем состоянии, то при достижении рабочей температуры зазор между стенками цилиндра и поршнем минимален. Поэтому кольца будут лежать как можно ближе к цилиндру. Форма цилиндра меняется во время эксплуатации автомобиля. В точке, где достигается предел линейной скорости поршня, т.е. в центре, диаметр цилиндра будет постепенно увеличиваться. Из-за боковой нагрузки на шатуны износ будет неравномерным. Таким образом, цилиндр приобретает овально-боковую форму. В результате этих деформаций кольца изнашиваются и теряют способность соответствовать форме стенок цилиндра.

 

 

застрявшие кольца

 

 

При сильном повреждении поршневой системы увеличивается зазор между стенкой цилиндра и приемными кольцами (заклинивание колец). В результате кольцо не полностью сливает масло, и жидкость остается на стенках. Как только смазка попадает в камеру сгорания, она превращается в черный дым и улетучивается через выхлопную систему. Эти процессы являются причиной того, что автомобили с изношенными двигателями выделяют такие "выхлопные газы".

 

 

черный дым из выхлопной трубы автомобиля

 

 

Высокий расход моторного масла может сопровождаться не только черными, но и синими выхлопными газами. Чтобы быть уверенным в причине повышенного расхода смазочных материалов, стоит воспользоваться газоанализатором. Существует также народный метод, который заключается в том, чтобы на короткое время закрыть выхлопную трубу чистым листом бумаги. Если на бумаге в выхлопной системе есть жирные пятна, это указывает на присутствие масла.

 

 

синие выхлопные газы

 

 

Масло также может попадать в камеру сгорания и выходить в виде черного дыма из-за износа деталей в паре трения, состоящей из клапана и его направляющей. При длительной работе машины зазор в седле клапана увеличивается. Затем эта деталь нарушает уплотнение сальника, в котором находится масляная пробка, собирающая излишки масла.

Если двигатель оснащен блоком из алюминия, перегрев двигателя приведет к деформации блока цилиндров. Это приведет к повышенному расходу смазочного материала приводным устройством.

Самой неприятной ситуацией, когда расход масла становится заметным для владельца автомобиля, является серьезное повреждение цилиндровой группы и поршней. Это может быть, например, разрывное кольцо.

2. Проблемы с головкой блока цилиндров и износом поршневых колец

 

 

люфт клапана

 

 

Единственным проблемным местом в двигателе в хорошем состоянии, через которое смазка может попасть в камеру сгорания, являются направляющие клапанов. Для нормальной работы этой пары трения необходимо подавать масло, хотя современные бронзовые или металлокерамические втулки способны работать с небольшим количеством смазочного масла. Масляные пробки используются для ограничения количества масла, остающегося на штоке клапана. Однако эти компоненты также подвержены износу с течением времени. В результате происходит постепенное увеличение количества смазки, остающейся на клапанах. Если в случае с выпускным клапаном эта особенность едва заметна, то избыток масла во впускном клапане быстро уносится воздухом в камере сгорания.

Основным симптомом изношенной клапанной крышки является увеличение количества выхлопных газов на холостом ходу. Это происходит из-за закрытия дроссельной заслонки на более высоких оборотах двигателя. В то же время разрежение во впускном коллекторе максимально. Следовательно, масло будет буквально засасываться через каналы в цилиндр. Если проблема не решена, направляющие изнашиваются, и возникает поперечный зазор клапана. С другой стороны, эта проблема не решается даже заменой направляющих клапанов на новые.

Вам также будет интересно:

  • Как открутить масляный фильтр с помощью подручных средств
  • Как проверить уровень моторного масла?
  • Почему падают обороты двигателя и автомобиль глохнет при торможении?

Среди причин повышенного износа маслосъемных пробок и колец можно выделить

  • Постоянный перегрев двигателя;
  • неправильная вязкость или тип смазочного материала;
  • холодный пуск.
  • непрерывное ускорение;
  • большой пробег;
  • Неправильно подобранные добавки;
  • Ежедневное использование двигателя на максимальной мощности;

3. Проблема с клапанами или каналами системы вентиляции картерных газов

Основной задачей системы вентиляции картера является поддержание давления в картере на пониженном уровне. Это единственный способ уменьшить утечку смазки через уплотнения. Для нормальной работы поршневых колец давление в картере должно иметь определенное значение. Специальный перепускной клапан отвечает за стравливание избыточного давления. Если он выходит из строя, например, засоряется или загрязняется нагаром, давление повышается, и поршневым кольцам становится трудно соскребать смазку со стенок с прежней эффективностью. Это является причиной повышенного расхода моторного масла.

4. Проблема с износом манжет, прокладок и сальников

 

 

негерметичность сальника коленчатого вала

 

 

Самой простой и менее дорогостоящей проблемой является негерметичность сальника коленчатого вала. Данный дефект легко обнаруживается владельцем автомобиля после парковки автомобиля в ночное время. Если под автомобилем образовалась лужа или даже небольшая утечка масла, водителю необходимо срочно заменить сальник. Проблема также может быть обнаружена при осмотре ходовой части. Если там есть следы масла, можно сделать вывод, что края сальника коленчатого вала изношены. Существует множество причин этого дефекта. Однако наиболее распространенной причиной является износ. Со временем материал, из которого изготовлена коробка, - резина - просто сжимается. Так происходит утечка. Также причиной может быть использование агрессивных химикатов владельцем автомобиля.

Проблема с прокладкой блока цилиндров. Такой дефект не является следствием износа или использования некачественных смазочных материалов. Проблема заключается либо в перегреве двигателя, либо в том, что силовые винты не затянуты до предела. В результате прокладка теряет свои свойства и начинает протекать. Игнорировать эту неисправность не рекомендуется, так как она может привести к гидравлическому удару или остановке двигателя. Если проблема сохраняется, водитель должен заменить прокладку.

Проблема с прокладкой масляного фильтра. В большинстве случаев это явление возникает при использовании некачественного фильтра или при недобросовестной работе автомехаников. Замена детали или ее вращение до затяжки устранит неисправность.

Проблема с пробками масляной подвески. Эта неисправность обычно приводит к повышенному расходу моторного масла. Крышки расположены в верхней части головки приводного блока. Температура здесь всегда высокая, а при перегреве она достигает критического предела и вызывает утечку масла.

5. Масло несоответствующей вязкости

В условиях ужесточения экологических норм производители борются за каждый процент, который позволяет снизить механические усилия в трансмиссии для уменьшения расхода топлива. В случае с поршнево-цилиндровой группой это проявляется в использовании тонких колец с низким сопротивлением. Это помогло снизить трение и увеличить срок службы деталей, но это также означало, что водителям рекомендовалось использовать только маловязкие масла.

Чем выше значение вязкости смазочного материала, тем прочнее масляная пленка на поверхности детали. Если высоковязкая жидкость используется в приводах, оснащенных тонкими поршневыми кольцами, последние просто не в состоянии полностью очистить стенки от смазки. Это приводит к износу масла, который по симптомам очень похож на проблемы износа поршней и цилиндров.

Большинство современных приводов рассчитаны на использование синтетических масел. По этой причине использование минерального масла в двигателе приводит к снижению эффективности смазки, заеданию и попаданию большого количества остаточного масла в камеру сгорания. Те же проблемы возникнут, если использовать смазку хорошего качества, но с неправильной вязкостью.

Причины повышенного потребления масла при отсутствии дыма

Основной причиной вышеуказанной проблемы являются видимые утечки масла, о которых говорилось выше. Но что делать, если визуальный осмотр не дает четких результатов и утечка масла не обнаружена? Не принимайте поспешных решений. Если двигатель потребляет значительно больше масла, это означает, что имеется утечка. Но его не так легко обнаружить.

Проблема может заключаться в одном из следующих компонентов:

  1. Турбина. Турбина не только нуждается в постоянной смазке, но и охлаждается маслом. Если вал сильно изношен, масло может медленно стекать к насосу и турбинному колесу. Отсюда он поступает во впускной тракт, затем в камеру сгорания и на последней части своего пути направляется прямо в глушитель. Результат этого путешествия проявляется в виде черного дыма.
  2. Тумблер (распределитель зажигания). Если силовой агрегат оснащен таким тумблером, масло может легко проникать через уплотнительное кольцо. Чтобы определить проблему, необходимо снять крышку распределителя и визуально осмотреть его компоненты (если присутствует масло, это нельзя упускать из виду).
  3. Повреждение плунжера распределительного вала. Эта деталь устанавливается в тех двигателях, которые имеют пару распределительных валов. Реже встречается на одном валу и только тогда, когда двигатель не имеет распределителя. В случае неисправности происходит утечка масла из уплотнительного кольца.

Своевременное техническое обслуживание и правильная эксплуатация автомобиля - залог низких затрат на ремонт двигателя и низких затрат на покупку масла. Термин "правильная эксплуатация" относится к умеренному использованию двигателя. Продолжительные высокие обороты двигателя во время ежедневного цикла движения не приводят к повышенному расходу смазочных материалов.