Почему двигатель дымит черным и как это исправить?

 

почему двигатель дымит черным дымом

 

Доброе утро. Тема сегодняшней статьи - почему двигатель горит черным дымом? В этой статье рассматриваются основные причины появления черного дыма в карбюраторных, инжекторных и дизельных двигателях, а также представлены методы устранения неисправностей.

  

 

  

Конструктор сайтов TOBIZ.NET

Причины появления черного дыма.

  

Для иллюстрации вспомним русскую плиту. Если закрыть зольник до того, как дрова прогорят, в котелке останутся толстые черные угли. Если кастрюля горит с открытым зольником, в зольнике останется только серый пепел. Русская плита имеет зольную дверцу для регулировки соотношения воздух/топливо. Если воздуха слишком мало, в котле будет сажа и уголь, но если воздуха достаточно, древесина сгорит до золы, и дымоход будет чистым.

С двигателем внутреннего сгорания ситуация точно такая же. Он имеет оптимальную топливно-воздушную смесь. Если в смеси больше топлива, чем нужно, часть его неизбежно не сгорит полностью и вылетит из выхлопной трубы в виде черного дыма. Двигатель не только дымит, но и сажа забивает каталитический нейтрализатор и загрязняет свечи зажигания! В любом случае, черный дым из выхлопной трубы - это плохо, и он всегда вызван богатой топливно-воздушной смесью.

  

В этой статье мы рассмотрим причины, по которым прогретый двигатель дымит. На тему черного дыма на морозе у нас на сайте есть отдельная статья.

  

 

Причины, почему дымит черным карбюраторный двигатель?

 

 

карбюраторный двигатель ваз 2109

 

 

Основной проблемой автомобилей, оснащенных карбюраторами, является неспособность обеспечить оптимальную топливную смесь в переходных процессах и при высоких нагрузках, но благодаря простоте конструкции их можно отремонтировать на месте.

Для тех, кто не знает, небольшое видео о том, как работает карбюратор:

  

Карбюратор готовит топливную смесь для двигателя.

  

Оптимальная топливная смесь составляет 1 литр топлива на 15 литров воздуха. В зависимости от условий работы двигателя используются богатые, обогащенные, нормальные и бедные смеси. Например:

- При запуске холодного двигателя используется богатая смесь, так как часть топлива конденсируется на стенках цилиндра и впускного коллектора, тем самым создавая оптимальную смесь для воспламенения в цилиндре.

- На холостом ходу используется обогащенная смесь для обеспечения стабильной и равномерной работы двигателя.

- В режиме частичной нагрузки (открытие дроссельной заслонки до 80%) используется обедненная смесь для повышения эффективности использования топлива, так как в аварийных ситуациях можно увеличить мощность, полностью открыв дроссельную заслонку.

- В режиме максимальной мощности (дроссельная заслонка полностью открыта) используется оптимальная топливная смесь.

  

Бережливое сгорание и оптимальная смесь сгорает практически без дыма! Обогащенная смесь горит с видимым черным дымом, богатая смесь горит так:

  

  

Очевидно, что обогащенная смесь имеет неисправный карбюратор или катастрофически забитый воздушный фильтр.

  

  

Немного теории о конструкции карбюратора:

  

Современный карбюратор - это довольно сложное механическое устройство, объединяющее несколько систем:

 

 

система холостого хода карбюратора

 

 

Система холостого хода - которая готовит богатую смесь при низком разрежении за дроссельной заслонкой. Эта система работает с помощью 2 форсунок - воздушной и топливной, по сути система холостого хода представляет собой отдельный простой карбюратор.

  

Переходная система - обеспечивает работу двигателя при переключении с холостого хода на режим частичной нагрузки, прежде чем сработает главная дозирующая система.

 

 

основная измерительная система

 

 

Главная дозирующая система обеспечивает приготовление смеси на всех режимах работы двигателя, кроме холостого хода и переходного режима. Главная дозирующая система также включает в себя ускорительный насос.

  

  

Как выяснить какая из систем карбюратора сбоит?

  • Если при движении на средней скорости виден черный дым, проверьте главные воздушные и топливные форсунки.
  • Если черный дым наблюдается только на холостом ходу, воздушное сопло засорено или регулятор отключен.
  • Если черный дым наблюдается как на холостом ходу, так и на оборотах, вероятно, засорен воздушный фильтр или уровень топлива в поплавковой камере выше рекомендуемого.
  • Если при полном газе наблюдается черный дым, система экономайзера неисправна.

Любая неисправность карбюратора (кроме дыма на холостом ходу) требует снятия и обслуживания.

  

Согласен - проверьте воздушный фильтр и, если он в порядке, отремонтируйте карбюратор.

  

  

  

  

Причины, почему дымит черным инжекторный двигатель?

 

 

инжекторный двигатель змз 406

 

 

Инжектор - это не что иное, как электронный карбюратор. Если в карбюраторе состав топливной смеси меняется под воздействием механики и изменения давления, то в инжекторе это электроника.

Наш главный помощник в диагностике двигателя с инжекторами - лампочка "check engine" на приборной панели. Если эта лампочка на приборной панели загорается и мы наблюдаем черный дым из выхлопной трубы, то переходим непосредственно к диагностике. После диагностики вы узнаете, какие датчики неисправны, и быстро восстановите работоспособность двигателя.

Ситуация резко усложняется, когда диагностическая лампа не показывает неисправности, а двигатель дымит как паровоз. В этом случае механическая часть вышла из строя и компьютерная диагностика не поможет, придется работать вручную.

  

Как инжектор дозирует топливо?

 

 

рампа инжектора

 

 

Важной частью инжектора является топливная рейка с форсунками. В рампе поддерживается постоянное давление бензина (3,0 бар для большинства автомобилей). Форсунки открываются под действием электрического импульса на заранее определенное время и таким образом впрыскивают точное количество бензина.

Контроллер двигателя рассчитывает время открытия форсунок и время воспламенения смеси на основе данных с датчиков......

  

Если диагностическая лампочка не горит, а инжекторный двигатель дымит черным дымом, диагностику следует начать с проверки давления топлива в топливной рейке. Это делается следующим образом:

 

 

испытание давлением на рампе

 

 

Если давление топлива в рампе отличается от давления, установленного производителем, замените регулятор давления топлива.

  

Если давление топлива в норме, снимите рейку и проверьте форсунки на герметичность. Идея заключается в том, что когда они изношены или засорены, они не полностью перекрывают подачу топлива, и бензин поступает в двигатель, даже когда форсунки закрыты. В результате смесь обогащается, и двигатель дымит.

  

Вот в чем дело:

  • Если лампочка не загорается, проверьте давление топлива и форсунки.
  • если загорается лампочка "check engine" - отправиться на осмотр

  

  

  

Причины, почему черным дымит дизель?

 

 

дизель

 

 

Дизельные двигатели могут быть с механической или электронной системой впрыска (comon rail). Я не беру в расчет старые двигатели без турбины, потому что это атавизм и они очень редки.

  

Наиболее распространенной причиной дизельного дыма является некачественное топливо, которое можно устранить, заменив топливо на обычное дизельное!

  

  

Если дымит двигатель с механическим ТНВД.

В этом случае диагностика начинается с форсунок и распылителей. Проверяется на испытательном стенде. Если инжектор или распылитель выходят из строя, топливо сгорает не полностью.

Далее необходимо проверить турбину, т.е. наличие масла во впускном трубопроводе. (За этим вообще нужно следить очень строго, однажды вы можете застать снос дизеля).

Если на этом этапе мы не обнаружили неисправность, необходимо измерить компрессию. Когда компрессия падает ниже 18, большинство дизелей начинают дымить и перестают развивать полную мощность.

Если форсунки и турбина работают, наши подозрения падают на топливную форсунку. Я не буду давать общих инструкций по устранению неисправности, это делается в соответствии с документацией производителя.

  

Если дымящий дизель оборудован системой впрыска common rail.

Если диагностическая лампа не загорается, а двигатель работает с дымом, проблема чаще всего вызвана утечкой воздуха.

Диагностика начинается с установки прозрачного топливного фильтра в гнездо "обратки". Если после прокачки системы вы видите в ней пузырьки воздуха - ищите воздухоотводчик.

  

Если загорается диагностический индикатор, обратитесь к диагносту для определения причины.

Дизельные двигатели часто дымят из-за засорения сажевых фильтров, неправильного давления в раме, износа форсунок - но все эти неисправности можно только диагностировать. Единственная неисправность, которую не покажет диагностика, это та, которую я перечислил выше.

  

Вот короткое видео о неисправностях дизельных двигателей:

  

На сегодня для меня это все. Если у вас есть какие-либо комментарии или вопросы по поводу этой статьи, не стесняйтесь оставлять их в форме ниже.