Наличие автономного отопительного прибора иногда становится жизненной необходимостью. Можно привести множество примеров, которые обусловлены специфическими особенностями сурового зимнего климата во многих регионах России. Так вот, без такого устройства водителям-дальнобойщикам не обойтись. Высококачественные, требовательные теплообменные аппараты, которые доставляют персонал на рабочее место и обратно. Комфортные условия должны быть обеспечены в бараках-бытовках в труднодоступных местах, в специализированных приютах. Эффективный и экономичный обогреватель – мечта многих владельцев частных гаражей или мастерских. Одно из оптимальных решений, которое, кстати, иногда становится единственно возможным,Это воздушные отопители, работающие на жидком топливе. Например, приборы линейки «Планар» отечественного производителя — компании «Теплостар».
Плоский обогреватель – техническое устройство и инструкция по установкеЭти отопители пользуются большой популярностью у автолюбителей и спрос на них постоянно растет. Устройство обладает отличной универсальностью: идеально подходит практически для любой модели машины, может монтироваться как основной или резервный источник тепла и на небольшой стационарный объект. Итак, рассматриваем плоский обогреватель – техническое устройство и инструкция по установке и эксплуатации. Возможно, эта информация станет стимулом к покупке и установке такого обогревателя для тех, кто еще не определился с выбором источника тепла.
Очень важным моментом является то, что устройство разработано и произведено отечественным производителем. То есть еще на этапе проектирования учитывались все особенности эксплуатации на территории России. В частности, критически низкие зимние температуры окружающего воздуха, достигающие во многих регионах -45 градусов.
Одна из моделей этой линейки отопителей — «Планар 4ДМ12/24»Линейка отопителей представлена несколькими моделями, различающимися в основном тепловой мощностью, характеристиками силового подключения и блока управления, частично дизайном и внешней комплектацией. Но внутреннее устройство и, конечно же, принцип работы остаются общими.
Отопитель является автономным устройством и работает на дизельном топливе, но полностью независим от двигателя автомобиля. Для устройства требуется подключение постоянного тока 12 или 24 В (в зависимости от модели). Тепловая энергия, выделяющаяся при сгорании дизельного топлива, передается через теплообменник воздуху, прокачиваемому через «Планар». Как видите, принцип работы сам по себе прост. А конструкцию можно увидеть на следующей схеме.
Принципиальная схема устройства и работы воздушного отопителя «Планар»Устройство имеет характерный цилиндрический корпус. Некоторые модели оснащены слегка угловатым «коробчатым» корпусом.
Топливо закачивается в Планар собственным электронасосом (поз. 1). Забор дизельного топлива осуществляется по металлической трубке (поз. 2), которая может подаваться в штатный бак дизельного автомобиля или в отдельный бак, специально предназначенный для питания Планара. Дизельное топливо поступает через насос по топливопроводу через перепускной патрубок (поз. 3) и подается к форсунке (поз. 4) камеры сгорания. Там же вставлена свеча накаливания (поз. 5), необходимая для розжига подогревателя и обеспечения его работы на начальном этапе. Основное сгорание впрыскиваемого топлива происходит в камере сгорания (поз. 6).
Для сжигания топлива необходима подача воздуха.Забор воздуха снаружи осуществляется через гибкий шланг (поз.7), соединенный с подводящим патрубком (поз.8). Подача принудительная, для чего перед камерой сгорания расположена крыльчатка вентилятора.
Горячие продукты сгорания проходят по специальным каналам, «омывают» металлический теплообменник (поз. 9) изнутри и частично отдают ему тепло. Затем они выводятся через выпускной патрубок (поз. 10), который соединяется с ударопрочной металлической гофрированной втулкой (поз. 11) для отвода выхлопных газов наружу, за пределы внутренних помещений (гараж и т.п.).
При этом через устройство прокачивается воздух. Это обеспечивается вентилятором (поз. 12) с приводом от электропривода (поз. 13). Кстати, с противоположной стороны от этого электродвигателя находится вентилятор, обеспечивающий нагнетание воздуха в камеру сгорания.
Воздух, проходя через корпус отопителя, сначала охлаждает электропривод. А затем проходит через пластины теплообменника радиатора, где и нагревается, и через выходной кожух (поз. 14) выбрасывается непосредственно в отапливаемое помещение или направляется в нужную зону через подсоединенный воздуховод (гофрорукав , труба и др.)
Электропитание и управление режимами работы устройств обеспечивается каскадом устройств связи и кабелей. В первую очередь сам нагреватель содержит электронную схему управления (поз. 15). Для подключения к источнику постоянного тока предусмотрен специальный кабель (поз. 16). Отдельный провод идет к электробензонасосу (поз. 17). Для общего включения всех агрегатов предусмотрен специальный шлейф с клеммами подключения (поз. 18). Форма колодок спроектирована таким образом, что исключается неправильное соединение. В этот же шлейф устанавливается предохранитель (поз. 19). Функции управления и регулировки возложены на выносной пульт управления (поз. 20) обеих модификаций,расположен в салоне автомобиля на приборной панели автомобиля или в удобном для пользователя месте при стационарной установке Планара».
Оснащен прибор и собственными системами «самодиагностики» и защиты. Затем состояние пламени в камере сгорания контролируется специальным датчиком-индикатором (поз. 21). На выходе стоит датчик температуры (поз. 22), который предотвратит перегрев ТЭНа.
Преимуществом обогревателя Планар является возможность регулировки мощности нагрева воздуха. Для получения необходимой температуры на выносном пульте управления предусмотрена специальная ручка, которая устанавливается в необходимое положение, либо режимы задаются кнопками и цифровым дисплеем. После установки необходимого режима работа устройства будет контролироваться автоматически, то есть без участия человека. Для этого некоторые модели дополнительно комплектуются внешними датчиками температуры, либо такие датчики приобретаются отдельно.
Одна из простых модификаций пульта управления отопителем «Планар»В работе устройства наблюдается определенная цикличность:
В связи с тем, что некоторые автолюбители отказываются от установки «Планара», опасаясь его неправильной работы в аварийных ситуациях и угрозы возгорания в устройстве, следует отметить, что отопитель оснащен саморегулирующейся многоуровневой системой защиты.
Помимо регулятора мощности, в комплект обогревателя может входить таймер, предназначенный для отключения прибора после его работы в течение заданного периода.
Импульсные напряжения небезопасны для работы устройства. Блок управления будет работать только тогда, когда он стабилизируется. Поэтому подогреватель рекомендуется подключать исключительно к аккумулятору, а «минус» тоже подключать к аккумулятору, а не к массе автомобиля.
Линейка «Планар» представлена несколькими моделями. Отличие может быть в тепловой мощности, в напряжении питания, в комплектации. Так, в комплект одних устройств входят пластиковые топливные баки с кронштейнами для их фиксации, а другие снабжены специальной Т-образной головкой для соединения со штатным топливным баком автомобиля. Возможны и другие отличия.
Пример комплекта отопителя "Планар-4-ДМ2-12-С": включает все необходимое для полной установки прибораВ следующей таблице приведены основные характеристики различных моделей отопителей Планар. Обращаем внимание на следующее: Устройства могут быть рассчитаны на питание от источника постоянного тока 12 В или 24 В. В скобках указаны характеристики моделей на 24 В.
Имя параметра | Планар-2Д-12-С (24-С) | «Плано-4ДМ2-12-С» (24-С) | Плано-44Д-12-ГП-С (24-ГП-С) | Планар-8М-12-С (24-С) |
---|---|---|---|---|
Иллюстрация | ||||
Номинальное напряжение питания, В | 12 (24) | 12 (24) | 12 (24) | 12 (24) |
Мощность нагревателя, кВт (режим min/max) | 0,8 / 2,0 (0,8/0,2) | 1,0 / 3,0 (1,0/3,0) | 1,0 / 4,0 (1,0/4,0) | 2,0 / 6,0 (2,0/7,5) |
Расход топлива, л/час (режим min/max) | 0,1/0,24 (0,1/0,24) | 0,12 / 0,37 (0,12/0,37) | 0,12 / 0,514 (0,12/0,514) | 0,42 / 0,76 (0,42/0,9) |
Потребляемая мощность, Вт (мин/макс режим) | 29.10 (29/10) | 9/38 (10/42) | 10/58 (10/62) | 8/85 (9/90) |
Производительность по горячему воздуху, м³/час (минимальный/максимальный режим) | 34/75 (34/75) | 70/120 (70/120) | 70/120 (70/120) | 70/175 (70/235) |
Режим запуска и остановки | Руководства или дистанционный пульт | Справочник | Руководства или дистанционный пульт | Справочник |
Полная масса, кг, не более | 10 | 10 | 10 | 12 |
Тип используемого топлива (для всех моделей) – дизельное, по ГОСТ 305. Если для питания отопителя используется автономный бак, рекомендуется разбавлять дизельное топливо керосином в пропорциях, соответствующих типу топлива и температуре воздуха. Экстерьер.
Рекомендуемые коэффициенты разбавления газойля керосиномБлок управления расположен внутри корпуса отопителя и связан коммутационными шлейфами (жгутами) со всеми остальными «исполнительными» устройствами. С его помощью осуществляется контроль за работой всех узлов устройства.
Блок управления отоплением «Планар-44Д-12-ГП-С»Он работает совместно с пультом управления и выполняет следующие функции:
- возникновение неисправности одного из контролируемых узлов;
- при нагреве теплообменника до критически высоких температур;
- при превышении допустимых пределов напряжения;
- при затухании или неравномерности пламени в камере сгорания.
На некоторых моделях могут быть и другие случаи срабатывания защиты.
Прежде чем перейти к рассмотрению пультов управления, необходимо уточнить, в каких режимах могут работать обогреватели.
Существует три режима, но их использование на конкретной модели сильно зависит от конфигурации.
То есть, если температура будет даже выше установленного значения, устройство продолжит работу на минимальной мощности. При снижении температуры (меньше установленного значения) блок управления отопителем автоматически увеличивает мощность нагрева.
Работа по этому принципу продолжается до тех пор, пока пользователь вручную полностью не выключит Планар.
При достижении заданной температуры в помещении горелка отопителя выключается и через устройство прокачивается только воздух, то есть вентиляция помещения. При снижении температуры примерно на 5 градусов ниже установленного значения происходит автоматическое включение. И так далее, пока устройство не выключится. Полное отключение выполняется пользователем вручную.
Все режимы устанавливаются перед включением обогревателя. То есть менять их в процессе эксплуатации нельзя. А выбор и настройка параметров режимов производится в панели управления.
В связи с тем, что панель управления одновременно является индикатором общей работы устройства, о ней следует рассказать подробнее.
ПУ устанавливается на приборной панели автомобиля или другом удобном для пользователя месте. Пульт крепится на двухсторонний скотч или обычные резьбовые крепления. Пульт управления подключается к нагревателю через шлейф с одной или несколькими клеммными колодками.
Устройства могут комплектоваться различными панелями управления, в том числе по выбору заказчика. Так, в настоящее время применяются в основном три модификации: ПУ-5, ПУ-10М и ПУ-22.
Пожалуй, самый простой пульт, правда, с ограниченными возможностями. Поэтому он позволяет работать нагревателю только в режиме «мощность», при отсутствии внешнего датчика температуры или «температура», при наличии такого датчика. Режим «Вентиляция» - не предусмотрен.
Пульт управления ПУ-10 (10М)
Разберемся с пультом управления:
1 - клавиша ручного включения/выключения отопителя. По-видимому, пояснений не требуется.
2 - ручка (руль) потенциометра, с помощью которого задается уровень мощности нагрева (от 1 до 3 кВт) или, при наличии выносного датчика, уровень температуры в пределах +15 (или от +1, в зависимости от модификации) до +30 градусов. Нет шкалы с точной градацией — нужно интуитивно выставлять значения, пропорционально повороту ручки, в порядке возрастания при вращении по часовой стрелке.
3 - светодиодный индикатор. Он позволяет не только визуально контролировать работу устройства, но и определять возникшие неисправности.
- Светодиод не горит - нагреватель выключен.
- Светодиод горит постоянным красным светом - отопитель работает в режиме обогрева или в режиме вентиляции камеры сгорания перед пуском или после останова.
- Светодиод мигает красным цветом: обнаружена проблема в работе отопителя. Количество миганий между паузами помогает диагностировать тип неисправности (об этом речь пойдет позже).
Несмотря на некоторую схожесть с предыдущей моделью, этот пульт имеет уже более широкие возможности. В частности, позволяет использовать обогреватель «Планар» в режиме «вентиляции» либо с обогревом, либо просто для обеспечения воздухообмена.
Универсальный пульт управления ПУ-5Мы позаботимся об элементах управления и индикаторах:
1 - клавиша для включения обогревателя в режиме обогрева (по мощности или по температуре, в зависимости от отсутствия или наличия выносного датчика) на неопределенный срок, а также для его выключения.
2 - клавиша включения режима вентиляции. Он может обеспечить общую вентиляцию, лишь бы обеспечить циркуляцию воздуха по всему помещению. При включении режима «по температуре», то есть при наличии внешнего датчика, обеспечивает нагрев с вентиляцией, как описано выше. В режиме питания функция недоступна.
3 - маховик потенциометра с нанесенной условной шкалой. Это позволяет:
- Установить мощность вентилятора (скорость вращения инвертора) в режиме проветривания без обогрева.
- Изменить тепловую мощность нагревателя с минимального значения на максимальное значение (кВт) в режиме работы «по мощности».
- Запрограммировать ожидаемую температуру в отапливаемом помещении при работе в режиме «по температуре» или «вентиляция с обогревом». Диапазон составляет от +1 (или +15 для некоторых модов) до +30 градусов.
4 - Светодиодный индикатор общего состояния системы:
- выключено - обогреватель выключен;
- горит желтым цветом - отопитель работает в режиме обогрева;
- желтый мигающий - камера сгорания продувается перед включением или после выключения;
- мигающий красный - обнаружена неисправность. Количество миганий позволяет диагностировать проблему.
5 - светодиодный индикатор режимов вентиляции:
- не включается - при выключенном обогревателе или при выключенном режиме вентиляции.
- зеленая секция - работа в режиме вентиляции без обогрева.
- желтое свечение - работа в режиме проветривания с обогревом, при наличии внешнего датчика.
- мигающий зеленый - выключение режима вентиляции.
Эта модель пришла на смену аналогичным как внешне, так и по принципу управления пультам ПУ-8М и ПУ-16.
Пульт управления ПУ-22Мы заботимся о функциональном назначении элементов индикации и управления.
1 - кнопка включения и выключения обогревателя. При настройке устройства сначала подтвердите выбранный пункт меню, а затем активируйте режим.
2 - кнопка выполняет несколько функций:
- выбор режима работы отопителя;
- выбор датчика температуры, с которого будут браться значения для сравнения их с настроенными;
- изменить настройку температуры или мощности в сторону уменьшения.
3 - кнопка со своим набором функций:
- включать и выключать режим вентиляции;
- изменить настройку температуры или мощности в сторону увеличения.
4 - четырехразрядный светодиодный индикатор:
- показывает установленные значения ожидаемой температуры или мощности;
- отображает код неисправности при обнаружении:
- горизонтальные «перекладины» крайней правой цифры показывают, какой из датчиков температуры задействован в текущем режиме работы.
5 - группа светодиодов, отображающих выбранный режим работы отопителя и его текущее состояние.
Подсветка светодиодных индикаторов или сегментов дисплея | Что значит |
---|---|
Выбирается режим работы «по мощности» (одно из восьми значений с условной индикацией на дисплее в виде вертикальных сегментов). | |
Выбран режим работы «вентиляция». | |
Выбран режим работы «по температуре» (с абсолютной индикацией значения на дисплее). | |
Срабатывает датчик наружной температуры, расположенный в кабине (отапливаемом помещении). | |
Используется датчик температуры, встроенный в панели управления. | |
Срабатывает только датчик температуры перегрева отопителя. |
Частота мигания светодиодов режима работы указывает на состояние системы:
- индикатор мигает очень редко - обогреватель выключен, питание подключено;
- индикатор горит постоянно - отопитель работает в выбранном режиме нормально;
- индикатор мигает очень часто - нормальный симптом при выключенном подогревателе и прокачке камеры сгорания.
- индикатор мигает раз в секунду - в системе обнаружена неисправность и на цифровом дисплее должен высветиться код ошибки.
Как видите, любой из пультов имеет возможность сигнализировать пользователю не только о наличии неисправностей, но и об их характере (количестве миганий или числовом коде). Поэтому есть смысл еще немного остановиться на этой теме.
Ниже будут представлены две таблицы. Оба указывают способ индикации ошибки или неисправности, тип ошибки и возможные решения. Однако если проблемы, перечисленные в первой таблице, можно решить самостоятельно, то во второй перечислены те, которые требуют участия сервисных работников.
Таблица 1. Неисправности отопителя «Планар», которые можно устранить самостоятельно.
Числовой код неисправности | Количество вспышек индикатора после паузы | Характер неисправности или неисправности | Возможные решения проблемы |
---|---|---|---|
а | а | Перегрев теплообменника отопителя | Проверить проходимость впускного и выпускного патрубков отопителя, на свободную циркуляцию перекачиваемого воздуха. |
два | 12 | Перегрев отопителя в месте расположения блока управления. Перегрев по индикатору пламени | Проверка труб как и в предыдущем случае. Проверка патрубков подачи воздуха в камеру сгорания и отвода выхлопных газов. Затем перезагрузитесь, чтобы охладить устройство. |
12 или 15 | 9 | Отключение было вызвано недопустимо высоким или низким напряжением питания соответственно. | Проверка самих аккумуляторов, регулятора напряжения автомобиля, а также проводки и соединений. Проверьте напряжение постоянного тока с помощью мультитестера между контактами 1 и 2 разъема питания. Допустимые диапазоны составляют от 10 до 16 В для Planar, для которого требуется источник питания 12 В, и от 20 до 30 В для моделей, работающих от 24 В. |
тринадцать | два | Допустимые попытки запуска не увенчались успехом. | Проверка наличия топлива, его топливной системы, впрыска воздуха в камеру сгорания и отвода выхлопных газов. |
шестнадцать | 10 | Превышено стандартное время вентиляции камеры сгорания. | Проверка состояния и проходимости каналов подачи и выхлопа воздуха для горения. При обнаружении признаков непроходимости каналов их прочищают. |
20 или 30 | 8 | Потеря связи между устройством и панелью управления. В первом случае (код ошибки 20) БУ не получает информацию от БУ. Во втором (код 30) блок управления не получает команды управления от блока управления. | Все кабели и разъемы тщательно проверяются. |
29 | 3 | Количество языков пламени горелки превысило допустимое. | Проверка всей линии подачи топлива. Проверка трубы подачи воздуха для горения и выхлопной трубы. |
31 | 14 | Перегрев в районе встроенного датчика температуры отопителя. (Только для моделей "Планар-8ДМ»). | Проверить проходимость впускного и выпускного патрубков отопителя, на свободную циркуляцию перекачиваемого воздуха. |
35 | тринадцать | В горелке прерывается пламя из-за падения напряжения питания. (Только для моделей "Планар-8ДМ»). | Проверка самих аккумуляторов, регулятора напряжения автомобиля, а также проводки и соединений. |
78 | - | Он отображается только на цифровом дисплее. На самом деле это не ошибка, а предупреждение пользователю о наблюдаемых случаях пропадания пламени в горелке. | Признак возможной разгерметизации топливопровода. Проверка всех хомутов, аксессуаров и уплотнений. |
Таблица 2. Неисправности отопителя «Планар», устранение которых должны производить специалисты сервисного центра.
Надо сказать, что многие владельцы отопителей пытаются решить эти проблемы самостоятельно. Но следует помнить, что такое вмешательство может привести к аннулированию гарантии производителя.
Числовой код неисправности | Количество вспышек индикатора после паузы | Характер неисправности или неисправности | Возможные решения проблемы |
---|---|---|---|
а | а | Перегрев теплообменника отопителя. | Если меры, указанные в первой таблице, не помогают, проверьте и при необходимости замените датчик перегрева теплообменника. |
4 или 6 | 6 | Неисправность встроенного датчика температуры блока управления. | Замена блока управления в сборе. |
5 | 5 | Неисправность индикатора пламени. | Замена индикатора пламени на исправный. |
9 | 4 | Неисправность свечи накаливания. | Замена свечи накаливания на ремонтопригодную. |
10, 27 или 28 | 11 | Неисправности электропривода. Соответственно: - скорость нагнетателя воздуха недостаточна; - не работает электродвигатель; - двигатель работает постоянно, не слушая команды. | Проверка цепи питания и управления двигателем. В случае неисправности агрегата замените его новым. |
11 | 18 | Неисправность датчика температуры в линии подачи вентилятора. (Только для моделей "Планар-8ДМ»). | Замена датчика температуры. |
17 | 7 | Неисправность или неисправность в топливном насосе. | Замена вышедшей из строя помпы на новую. |
32 | пятнадцать | Неисправен датчик температуры на выходе из вентилятора. (Только для моделей "Планар-8ДМ»). | Замена датчика температуры. |
33 | шестнадцать | Нагреватель заблокирован из-за трех последовательных ошибок перегрева». (Только для моделей "Планар-8ДМ»). | Разблокировка осуществляется исключительно специалистами сервисного центра. |
3. 4 | ночь | Несоответствующий датчик температуры (не соответствующий модели или измененный без разрешения. (Только для моделей "Планар-8ДМ»). | Замена датчика на новый штатный. |
36 | двадцать | Превышение допустимой температуры датчика пламени. | Решение принимается после полной диагностики отопителя. |
Лучшим вариантом будет доверить установку отопителя в автомобиле или гараже (прицепе, навесе и т.п.) специалистам, имеющим опыт проведения подобных работ. Но если вы решили провести этот процесс самостоятельно, необходимо придерживаться рекомендаций производителя с учетом представленных схем.
Само редактирование не такое уж сложное и для технически "подкованного" преподавателя интуитивно понятное.
Общая схема установки отопителя представлена на следующем рисунке:
На схеме показан монтаж обогревателя «Планар-2Д». А вот с установкой других моделей принципиальных отличий нет.При монтаже отопителя с помощью монтажных пластин стандартные болты в месте крепления заменяются удлиненными.
Модель «Планар 8Д» необходимо устанавливать только вертикальными ответвлениями вниз.
Разрешенные и запрещенные пространственные положения обогревателей Планар различных моделей.При установке обогревателя в замкнутом пространстве должно быть свободное пространство для забора воздуха вентилятором (не менее 50 мм от ближайшей стены или другого препятствия) и для выхода горячего воздуха (не менее 150 мм). Сверху должно оставаться расстояние не менее 60 мм – для проведения ремонтных и профилактических работ.
Минимальные расстояния от подводящих и отводящих патрубков, а также от верхней части корпуса до стен (перегородок)Выхлопная труба выполнена из гибкого металлического гофрированного шланга необходимой длины. Труба монтируется с небольшим уклоном вниз и зажимается к отводу. Для защиты элементов автомобиля, например, электропроводки или других коммуникаций от воздействия высоких температур выхлопной трубы рекомендуется обложить ее теплоизоляционным материалом. Продукты сгорания должны выбрасываться только за пределы салона. При этом впускной патрубок воздуха для горения и выпуск отработавших газов должны быть взаимно расположены так, чтобы отработанные газы не втягивались в подачу.
Также при установке выхлопной трубы необходимо исключить возможность попадания выхлопных газов в салон автомобиля, а также их подсос вентилятором отопителя. Выход, как и вход, должен быть защищен от мусора и снега. На конце выходной трубки установлен экран, необходимый для стабильной работы устройства на низких режимах. Выход выхлопной трубы не должен располагаться против сквозняков, возникающих при движении автомобиля.
Принципы соединения гоф