Вентилятор двигателя предназначен для отвода избыточного тепла от двигателя и его более эффективного охлаждения. Он может быть расположен сбоку в моторном отсеке или перед радиатором системы охлаждения. В современной автомобильной промышленности существует несколько типов вентиляторов, которые отличаются по типу привода, способу управления и геометрическим параметрам.
По своей конструкции вентилятор охлаждения двигателя автомобиля представляет собой простой механизм, состоящий из шкива, на котором расположены лопасти (крыльчатка). Они установлены под определенным углом к плоскости вращения, что улучшает их аэродинамические свойства и увеличивает интенсивность обдува. Количество лопастей (4 и более) и их геометрические размеры (диаметр вентилятора, частота) зависят от модели автомобиля и подбираются индивидуально.
Современные автомобили оснащены так называемой комбинированной системой охлаждения, которая состоит не только из вентилятора, но и радиатора и специальных контуров (магистралей) охлаждающей жидкости. По этой причине "радиатор" двигателя часто называют вентилятором радиатора.
Во многих конфигурациях автомобилей могут использоваться двойные вентиляторы охлаждения двигателя, которые имеют два шкива с независимыми лопастями. Они могут приводиться в действие одновременно или по отдельности, поскольку каждый из них имеет свою собственную систему подключения.
Установка вентилятора охлаждения двигателя
При интенсивном вращении шкива поток воздуха "всасывается" снаружи с помощью лопастей. Это увеличивает количество воздуха, проходящего через радиатор, что приводит к более эффективной работе и более быстрому отводу тепла. Для того чтобы заставить шкив (лопасти) вращаться для обеспечения необходимой скорости, можно использовать несколько типов привода:
Простейший тип привода вентилятора для охлаждения радиатора двигателя основан на передаче вращательного движения от коленчатого вала с помощью ремня. Этот способ полностью механический и долговечный, поэтому "радиатор" запускается синхронно с двигателем.
Несмотря на свою простоту, этот привод снижает полезную мощность двигателя, так как часть энергии используется для нагнетания воздуха. Кроме того, невозможно регулировать интенсивность работы лезвий. Из-за этих особенностей механический привод редко используется в современных автомобилях.
Для более рациональной работы вентилятора системы охлаждения двигателя был использован гидромеханический привод. Его особенностью является то, что лопасти соединены со шкивом герметичной муфтой. Они могут быть двух типов:
Основной функцией муфты является включение вентилятора охлаждения радиатора при повышенной нагрузке на двигатель. Когда двигатель работает на низких оборотах, принудительная циркуляция воздуха отсутствует. Вязкостная или вязкостная муфта соединена с коленчатым валом двигателя. Внутри него находится силиконовая жидкость (гель), реагирующая на температуру. Когда сцепление нагревается, гель меняет свои свойства и происходит блокировка. В гидравлическом сцеплении блокировка достигается за счет изменения объема масла.
Помимо вязкостных и гидравлических муфт, в системе привода вентилятора радиатора может использоваться электромагнитная муфта. Он реагирует на температуру теплоносителя, поддерживая ее в диапазоне 80-85°C. Электромагнитные сцепления чаще всего встречаются в грузовых автомобилях и строительной технике.
Электрический охлаждающий вентилятор
Эта конструкция состоит из электромагнита, который установлен на ступице вентилятора. Втулка соединена с якорем пластинчатой пружиной и совершает вращательное движение. При температуре ниже 80°C якорь находится вне катушки, и вентилятор выключен. Если температура поднимается выше 85°C, срабатывает термодатчик, который замыкает контакты и включает катушку. Якорь втягивается в катушку, и вентилятор приводится в действие.
Наиболее распространенным типом привода в современных автомобилях является электрический. Это предполагает установку в систему дополнительного электродвигателя. Это контролируется блоком управления, который активирует вентилятор, когда это необходимо. Как и в случае с электромагнитной муфтой, режим включения/выключения определяется температурой охлаждающей жидкости, которая определяется датчиком температуры.
Преимущество использования электродвигателя для приведения в действие вентилятора системы охлаждения заключается в том, что можно реализовать управляемый выбег вентилятора. На практике это означает, что обдув может продолжаться даже после выключения двигателя автомобиля, что ускоряет охлаждение.
Основная задача вентилятора двигателя - "всасывать" охлажденный воздух снаружи через радиатор в пространство под капотом автомобиля. Фактическое охлаждение осуществляется жидкостной системой, а воздушный поток только ускоряет этот процесс. С другой стороны, при высоких температурах окружающей среды и во время длительных остановок в пробках без дополнительного охлаждения двигатель может перегреться. Это означает, что не следует пренебрегать надлежащим функционированием этого устройства.
Вентиляторы двигателя с различным количеством лопастей
Основные причины повреждения вентилятора охлаждения двигателя:
Если охлаждающий вентилятор подключен правильно, направление потока воздуха всегда направлено в сторону двигателя.
Вентилятор охлаждения следует обслуживать и чистить не реже одного раза в год. Процедуру очистки можно выполнить без демонтажа устройства с помощью обычных щеток. Если необходима замена, лучше обратиться в специализированную ремонтную службу, которая исключит ошибки при диагностике, выборе правильной конфигурации вентилятора и его подключении.