Масло в двигателе почернело: почему так происходит

 

Масло в двигателе быстро почернело

 

При эксплуатации автомобиля, независимо от типа установленного двигателя, владельцы часто замечают, что свежее моторное масло после замены быстро чернеет. Также в масле может присутствовать запах гари, который становится заметен после 200-500 км пробега. После этого многие автомобилисты задаются вопросом, должно ли масло в их двигателе почернеть и как быстро это произойдет.

 

Моторное масло зимой

 

Также стоит прочитать статью о том, как правильно выбрать моторное масло для зимы. Из этой статьи вы узнаете об особенностях выбора зимнего моторного масла, а также об основных требованиях и рекомендациях при выборе моторного масла для зимы.

Прежде всего, следует отметить, что причин почернения смазки может быть несколько. В некоторых случаях быстрое потемнение является нормой, в то время как в других случаях оно может указывать на некоторые проблемы двигателя или низкое качество самого моторного масла. В этой статье мы рассмотрим основные причины быстрого почернения масла и ответим на вопрос, почему чернеет масло в бензиновом или дизельном двигателе.

Конструктор сайтов TOBIZ.NET

Масло в двигателе темнеет

 

 

Черное моторное масло

 

 

Начнем с самого смазочного материала. Известно, что каждое моторное масло представляет собой минеральное, синтетическое или полусинтетическое базовое масло, которое также содержит пакет активных присадок. Эти присадки позволяют комплексно улучшить различные эксплуатационные свойства смазочного материала: снизить потери на трение, стабилизировать температурные показатели, продлить срок службы масла и замедлить его старение, обеспечить моющий эффект и т.д.

Отдельное место в списке базовых присадок отводится щелочному числу данного моторного масла. Другими словами, наличие щелочи в составе смазочного материала является обязательным. Основная задача этой присадки - нейтрализовать кислоты, которые образуются в двигателе во время работы агрегата и затем попадают в систему смазки. Щелочные присадки также активно борются с образованием отложений в двигателе, смывают нагар и т.д. Проще говоря, щелочи в моторном масле защищают от окисления, а также обладают моющими свойствами для поддержания чистоты внутри блока двигателя.

Оказывается, способность масла очищать грязь напрямую зависит от его щелочного показателя. Если принять во внимание эту особенность, то распространенное утверждение о том, что качественное автомобильное масло практически не может потемнеть в первые 3-5 тысяч километров после его замены, является глубоким заблуждением. Обычно водители, имевшие дело с подобными продуктами 15-20 лет назад, привыкли судить о качестве масла только по степени его потемнения. Дело в том, что в те годы присадок было меньше, и качественное масло четко отличалось от более доступных аналогов по степени загрязнения.

Проще говоря, почернение масла было одним из основных показателей необходимости замены масла. Дешевое масло могло начать темнеть уже через 400-800 км, в то время как более дорогие варианты оставались чистыми в течение 2-3 000 км, затем постепенно темнели до 5 км, после чего становились черными. Следует отметить, что цвет смазки изменился не в результате действия присадок, а в результате свойств базового масла. Сегодня ситуация кардинально изменилась, поскольку современные моторные масла содержат большое количество активных присадок.

Потемнение масла указывает на то, что масло удерживает и связывает химические компоненты, отложения и т.д. Это предотвращает контакт кислот с деталями, что замедляет коррозию и минимизирует износ двигателя. В процессе замены смазочного материала загрязнения уносятся с отработанным маслом, а не оседают на поверхностях деталей.  Другими словами, верно и обратное - если масло долго не чернеет, значит, оно не очищает двигатель и не обеспечивает надежную защиту от вредных продуктов. Длительная прозрачность и чистота масла указывает на то, что масло не способно выполнять свою моющую функцию.

Стоит также знать, что если содержание щелочных присадок в моторном масле низкое, то после превышения интервала замены двигатель будет сильно загрязняться и накапливать отложения. Эти загрязнения в некоторых случаях приводят к снижению пропускной способности системы смазки, что приводит к снижению давления в системе, недостаточной подаче смазки к нагруженным парам трения, масляному голоданию и повышенному износу силового агрегата.

В то же время температурный режим в местах контакта ухудшается, увеличение силы трения приводит к перегреву. Кроме того, засоренные каналы масляной системы не позволяют циркулирующему смазочному материалу адекватно отводить тепло. В результате происходит повреждение деталей двигателя внутреннего сгорания, деформация шатунов и вкладышей подшипников коленчатого вала, повреждение рычагов клапанов, засорение гидрокомпенсаторов и т.д. Именно для того, чтобы эффективно противостоять и предотвратить возможные последствия, производители сбалансированно добавляют щелочные добавки. Следует добавить, что с момента попадания свежей смазки в двигатель начинается активная работа присадки, т.е. старение смазки. Со временем присадка постепенно теряет свои свойства, ухудшается защита двигателя от кислот и отложений, что является причиной очередной замены масла.

Оказывается, срок службы современного смазочного материала определяется не его цветом, а тем, как долго сохраняется щелочная моющая добавка. Эта особенность является одной из основных причин, почему смазочный материал обязательно должен меняться через строго определенные интервалы времени (в среднем 10-15 тыс. км в СНГ, что зависит от качества топлива). Становится ясно, что масло предназначено не только для смазки, но и для очистки. Поэтому его потемнение во время работы можно считать нормальным.

Следует отметить, что смазка особенно быстро темнеет в двигателях, которые изначально загрязнены. Другими словами, потемнение означает, что масло активно очищает двигатель. Поэтому большее беспокойство должна вызывать чистота масла, т.е. когда его цвет почти не меняется с пробегом. Это может указывать на то, что смазочный материал имеет низкий уровень моющего действия и что двигатель не очищается.

Чтобы лучше понять это, просто вспомните, как работает система смазки. Моторное масло откачивается из картера двигателя с помощью масляного насоса и затем проходит по различным каналам. Смазка защищает детали от сухого трения и одновременно смывает нагар и отложения, которые затем попадают в картер двигателя. Необходимо также учитывать высокие температуры, при которых используется масло.  В результате цвет материала постепенно темнеет в течение короткого периода времени.

Масло в моторе быстро почернело

 

 

Масло на щупе черное

 

 

Как упоминалось ранее, потемнение масла является признаком того, что масло работает, т.е. активно удаляет загрязнения из двигателя. Однако иногда масло не просто темнеет, а становится черным и больше похоже на мазут. В таких случаях стоит обратить особое внимание на этот момент и выяснить, почему масло в двигателе быстро чернеет.

  1. В первую очередь извлеките щуп и вытрите масло чистой тряпкой. Остающиеся черные полосы указывают на сгорание масла в двигателе. Это может быть вызвано чрезмерным износом головки блока цилиндров, т.е. масло попадает в камеру сгорания. Параллельно топливо поступает в картер двигателя, конденсируя смазку. В результате рабочая жидкость системы смазки двигателя внутреннего сгорания теряет свои защитные, моющие и другие полезные свойства. Быстрое почернение масла является признаком проблем с самим двигателем. Дополнительными симптомами являются повышенный расход топлива и масла, снижение мощности двигателя, дымный выхлоп, трудности при холодном запуске и т.д.
  2. Вторая причина, объясняющая, почему быстро чернеет масло в дизельном двигателе или чернеет смазка в бензиновом двигателе, - это перегрев масла. Быстрый переход к черному цвету происходит при непрерывной работе двигателя на высоких оборотах и максимальной нагрузке. Масло также перегревается, если изначально был выбран смазочный материал неправильной вязкости.  Фактически происходит кипение, и жир превращается в однородную массу черного цвета.

Становится ясно, что если есть проблемы с головкой блока цилиндров, то двигатель нуждается в ремонте. Если масло не подходит для данного типа двигателя, такую смазку следует немедленно заменить подходящей, рекомендованной производителем двигателя внутреннего сгорания и отвечающей всем требованиям. Следует также иметь в виду, что некачественная подделка могла быть случайно вставлена в двигатель. По этой причине мы рекомендуем приобретать горюче-смазочные материалы только у официальных дилеров.

Обратите внимание, что дальнейшая эксплуатация двигателя с черным маслом может привести к серьезным повреждениям двигателя при отсутствии уже имеющихся неисправностей, а также к дополнительным проблемам, откладывая ремонт и замену смазки в узлах, где черное масло обесцвечивается из-за износа определенных компонентов.

Как быстро масло в двигателе должно темнеть или чернеть

 

 

Масло в двигателе быстро чернеет

 

 

Поэтому все масла, независимо от типа и марки, рано или поздно потемнеют. Таким образом, один продукт может стать черным раньше или позже другого.  Следует отметить, что на скорость потемнения влияет ряд общих и индивидуальных факторов, среди которых эксперты выделяют

  • Количество моющих присадок в смазочном материале;
  • состояние рассматриваемого двигателя и чистоту его системы смазки;

Понятно, что если в системе смазки уже имеются различные отложения в каналах, то ускоренное почернение можно считать нормальным. Более того, чем больше моющих присадок содержится в данном смазочном материале, тем быстрее он темнеет. Также важно помнить, что при нанесении свежей смазки она активно разрыхляет старые отложения, которые затем накапливаются не только в самом масле, но и в масляном фильтре. Это означает, что если смазочный материал быстро темнеет, то лучше заменить фильтр два или более раз в течение одного интервала технического обслуживания. Интервал замены также может быть сокращен на 20-40%.

Такой подход позволит "мягко" удалить отложения, циркулирующие в масляной системе. Другими словами, двигатель постепенно промывается самим моторным маслом, которое меняют преждевременно, то есть до того, как оно начнет терять свои моющие свойства. Следует добавить, что процедуру замены фильтра и масла может потребоваться выполнить несколько раз или даже несколько раз для надлежащей очистки.

Другим методом очистки является использование масляных промывок, а также кратковременная работа двигателя внутреннего сгорания с так называемыми промывочными маслами. Обратите внимание, что эти методы имеют как преимущества, так и недостатки. Одним словом, промывочные средства оказывают неблагоприятное воздействие на резиновые уплотнения, а также могут вызывать различные непредсказуемые химические реакции при смешивании с базовым смазочным материалом.

Дополнительным осложнением является то, что после размягчения отложений, присутствующих в двигателе в результате промывки, они могут забить каналы системы смазки. В таких случаях возрастает риск преждевременного выхода из строя работающего силового агрегата. Если масло начинает быстро чернеть из-за картерных газов, двигатель требует антиуглеродной обработки, замены поршневых колец или капитального ремонта.

 

Промывка двигателя перед заменой масла

 

Более подробную информацию о промывке двигателя перед заменой масла см. в статье Промывка двигателя перед заменой масла. В этой статье вы узнаете о различных способах промывки системы смазки перед заменой смазочного материала.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что если масло почернело, но поток смазки остается нормальным, то можно начать с очистки масляной системы. После удаления загрязнений скорость почернения должна вернуться к норме или значительно замедлиться. С другой стороны, если есть механические проблемы, то проблема исчезнет только после ремонта привода.

Что в итоге

Как видите, быстрое потемнение масла не может быть признаком плохого качества масла. Если двигатель находится в хорошем состоянии, скорость потемнения или почернения масла зависит от степени загрязнения двигателя и щелочности используемого масла.

При одинаковых условиях масла с менее щелочными присадками темнеют медленнее и меньше вымываются из двигателя, чем их высокощелочные аналоги. Однако смазка с хорошими моющими свойствами может потемнеть уже после 300 или 400 километров пробега. В то же время потемнение масла не означает, что его пора менять. Активные присадки и щелочи вымывают, а затем удерживают загрязнения в масле, чтобы смазочный материал прослужил весь заявленный срок службы.

Следует также добавить, что при выборе смазочного материала необходимо учитывать ряд дополнительных характеристик, а не только его моющие свойства.  Факт, что масла с высоким базовым числом имеют короткий срок службы (в среднем около 6-7 000 км). Дело в том, что такие продукты обычно не содержат большого количества присадок, замедляющих процесс старения смазки. Другими словами, масло с хорошими моющими свойствами рассчитано на более короткий срок службы и подвержено ускоренному окислению и старению, что означает, что интервалы слива должны быть сокращены, а масло необходимо менять чаще.