Большинство водителей знакомы с желтой сигнальной лампой двигателя автомобиля, которая загорается при неисправности двигателя или выхлопной системы. В описаниях приборных панелей этот индикатор обозначается как "check engine" и используется для обозначения неисправностей в целом.
Автовладельцам важно знать, что означает лампочка "check" и коды ошибок на приборной панели, поэтому стоит подробно рассмотреть причины и способы их устранения. Лампочка Check Engine может загораться из-за сотен неисправностей. Список наиболее распространенных причин, по которым может загораться или мигать лампочка Check Engine, включает в себя:
В дороге часто случается, что загорается лампочка Check Engine и появляется сообщение "мощность двигателя ограничена". Так бортовой компьютер реагирует на различные неисправности, такие как
В таких случаях для устранения символа "check engine" потребуется диагностика и ремонт автомобиля в квалифицированном сервисе.
По теме: как диагностировать автомобиль с помощью ноутбука
Автомеханики устранят ошибку Check Engine и снимут проверку за несколько минут. Не всегда удается устранить предупреждающую лампочку Check Engine в дороге.
Если сразу после заправки загорается сигнальная лампа, изменяется шум двигателя и падает мощность, опытный водитель сразу определит причину. Бортовой компьютер информирует о низком октановом числе бензина, засорении топлива примесями или парафином, что является предупреждением для двигателя. Сигнал индикатора компьютера не связан с неисправностью. Использование низкокачественного топлива приводит к потере мощности и более слабому разгону.
Если у вас полный бак, вы не можете быстро убрать "чек" на приборной панели, вы должны подождать 40-50% топлива. Если флажок появляется после заправки 10-20 литров бензина "девяносто пять", заправьте такое же количество бензина А-98 или "супер" на ближайшей заправке. Индикатор проверки двигателя погаснет через 5-10 минут движения.
Эффективных методов проверки датчика несгоревшего кислорода в выхлопе не существует. В гаражных условиях можно проверить эффективность лямбда-зонда с помощью мультиметра, очистив корпус, керамический сердечник, платиновые контакты зонда ортофосфорной кислотой.
Если загорелся индикатор компьютера, двигайтесь на низкой скорости, так как двигатель может полностью заглохнуть в любой момент.
О неполадках в системе выпуска отработавших газов сигнализирует контрольный прибор, загорается символ каталитического нейтрализатора и изменяется цвет отработавших газов. Засорение каталитического нейтрализатора проявляется на дороге падением мощности двигателя. Каталитический нейтрализатор можно проверить на СТО, установив манометр на место лямбда-зонда.
Сравнение измерений манометра давления выхлопных газов при 3000, 5000 об/мин четко покажет степень загрязнения и деформации сот. Каталитические преобразователи не подлежат ремонту, их замена на заправочных станциях - дорогостоящая процедура.
Дефекты в системе зажигания могут быть вызваны нагаром, изношенными свечами зажигания, коротким замыканием в электрической системе или загрязнением контактных площадок. Опытный водитель может легко распознать причину неисправности (нагар, износ свечи зажигания) по обесцвечиванию фарфорового цилиндра и деформации электродов. Если у вас есть с собой запасные части и свечной ключ, замена свечей зажигания не составит труда.
После замены свечи зажигания символ "check engine" не будет отображаться, что означает, что система зажигания снова работает нормально.
Появляется в виде индикаторной лампочки через несколько минут после запуска двигателя, в дорогих иномарках вместе с символом перегрева. Если появился этот символ, остановите автомобиль и проверьте уровень моторного масла с помощью щупа. При проверке блока ищите признаки утечки смазки на головке цилиндра, под уплотнениями и прокладками.
Когда моторное масло будет долито и двигатель прогрет, лампочка Check Engine не загорится, что означает, что вы можете продолжать движение без ограничения скорости.
Если появляется знак "низкий уровень охлаждающей жидкости" и горит лампочка, водитель может проверить уровень антифриза в расширительном бачке и попытаться найти утечки. Однако довольно часто значок двигателя загорается и по другим причинам.
Индикатор также может срабатывать из-за утечки охлаждающей жидкости в цилиндры, смешивания антифриза разных марок. Датчики реагируют на образование пенной эмульсии, на использование антифриза, разбавленного водой. Если утечек не обнаружено, антифриз был долит, а индикатор не загорается, причиной является неисправный датчик уровня охлаждающей жидкости.
Датчик нельзя заменить в дороге. Для устранения неисправности или замены поврежденных трубопроводов охлаждающей жидкости требуется обращение в мастерскую.
Датчик массового расхода воздуха отвечает за правильное соотношение воздуха в топливно-воздушной смеси, которая впрыскивается в цилиндры блока двигателя. Отказ не является критическим, но приводит к повышенному расходу топлива и замедлению разгона автомобиля. Ремонт осложняется высокой стоимостью FMRV.
Существует два способа проверки работы расширительного клапана.
Чтобы восстановить нормальный поток топлива к топливной рейке, замените FMV в мастерской.
На дорогих иномарках засоренные форсунки на каждом цилиндре можно определить по персональному коду самодиагностики в бортовом компьютере. Ремонт, очистка форсунок в условиях автосервиса невозможны, так как требуют сложной разборки и сборки топливной рейки.
На станциях технического обслуживания форсунки очищаются на специальных ультразвуковых станциях или полностью заменяются. Продолжение движения с одной или двумя засоренными форсунками возможно на низких скоростях.
Единственный способ самостоятельно сбросить световой индикатор в случае отказа ЭБУ - отключить питание автомобиля. Сигнал на приборной панели загорается, когда в бортовом компьютере накапливаются небольшие коды ошибок, "сбои" в электронике. Редкие неисправности двигателя устраняются путем сброса отрицательной клеммы аккумулятора на 20-30 секунд.
Сброс электронного блока управления устраняет небольшие ошибки архивирования. Сброс можно проверить, вернув часы компьютера к заводским настройкам. Системные ошибки не являются самовосстанавливающимися, для восстановления работоспособности ЭБУ может потребоваться замена печатных плат или перепрошивка программного обеспечения.
Не рекомендуется самостоятельно заменять или вырезать каталитический нейтрализатор на выхлопной трубе. Такие действия, как замена датчика положения коленчатого вала, амортизатора, прокладки выпускного коллектора, трудно выполнить в гараже или на автостоянке.
Сложная работа включает инструментальное тестирование электрических цепей, поиск электрических коротких замыканий и ремонт изношенного, поврежденного электрооборудования.
Во многих случаях понять значение выделенного аварийного символа невозможно без анализа кодов самодиагностики, встроенных в бортовой компьютер. Водителю важно знать, почему горит лампочка и насколько срочно необходимо отремонтировать электростанцию. При некоторых неисправностях можно самостоятельно доехать до ремонтной службы. Более сложные неисправности требуют вызова эвакуатора.
Списки кодов самодиагностики для иностранных автомобилей содержат многостраничное описание. Основной буквенно-цифровой код самодиагностики на бортовом компьютере может сопровождаться кратким описанием на английском или русском языке. Поскольку многие водители не понимают англоязычных терминов, здесь приведены основные коды, сопровождающие загоревшуюся лампочку Check Engine, с описанием на русском языке.
Коды | Описание |
P0100 | Неисправность датчика (или цепи) расхода воздуха |
P0105, P0106 | Отказ сигнала датчика давления воздуха (может быть связан с открытой крышкой топливного бака) |
P0125 | Неисправности охлаждения |
P0130 - P0140 | Неправильные сигналы, нерегулярные показания, неисправный лямбда-датчик |
P0195, P0199 | Неисправность датчика температуры масла, неправильный сигнал |
P0200 | Неисправность цепи управления инжектором |
P0201 - P0212 | Дефектные форсунки на цилиндр |
P0230 - P0233 | Неисправности первичного и вторичного контуров бензонасоса |
P0300 | Пропуски зажигания |
P0301 - P0312 | Неисправности зажигания (на цилиндр) |
P0321 - P0323 | Искаженный, пропущенный сигнал синхронизации зажигания |
P0350 - P0362 | Неисправности катушки зажигания |
P0400 - P0402 | Неправильное функционирование системы рециркуляции отработавших газов |
P0420 - P0434 | Неисправность каталитического нейтрализатора |
P0561 | Нестабильное напряжение на борту |
P0600 - P0606 | Неисправности электронного блока управления |
P1604 | Неисправности системы запуска двигателя |
P1398 | Неисправность датчика коленчатого вала |
P1120 - P1125 | Неисправность сигнала дроссельной заслонки |
P1605 - P1620 | Неисправная перепрограммируемая память |
На дешевых автомобилях, когда загорается лампочка Check Engine, компьютер может отображать типичные описания ошибок, такие как "мощность ограничена", "срок службы ограничен". В таких ситуациях трудно проанализировать точную причину сигнала. Лучшее решение - обратиться на станцию технического обслуживания для полной компьютерной диагностики двигателя внутреннего сгорания.
На практике, если мигает Check Engine, это связано с серьезной неисправностью. Не допускается езда с неисправным датчиком коленчатого вала, электропроводкой, масляным голоданием в цилиндрах, запахом гари, плавающими оборотами или вибрацией двигателя.
Опасное вождение с засоренными форсунками, работа с неправильным впрыском приводит к разрушению поршней, масляных поддонов, поршневых колец. В таких случаях необходимо вызвать эвакуатор.
В таких случаях можно доехать до мастерской самостоятельно.
Опытные водители и механики считают, что вы можете самостоятельно доехать до мастерской в следующих случаях
В любом случае, езда с включенной лампой проверки двигателя требует постоянного контроля температуры охлаждающей жидкости и уровня масла.
Доехать до ремонтной мастерской на низкой скорости. Всегда следите за тем, чтобы обороты двигателя не превышали 3 тыс. Рекомендуется ехать плавно, без резких ускорений и торможений. Чтобы облегчить работу с электроникой, можно выключить радио (или мультимедийную систему), выключить кондиционер.