Горит Check Engine (ошибка двигателя): причины и лучшие решения проблемы

Большинство водителей знакомы с желтой сигнальной лампой двигателя автомобиля, которая загорается при неисправности двигателя или выхлопной системы. В описаниях приборных панелей этот индикатор обозначается как "check engine" и используется для обозначения неисправностей в целом.

 

 

Информация о проверке двигателя

 

 

Конструктор сайтов TOBIZ.NET

Топ 10 причин появления сигнала «чек»

Автовладельцам важно знать, что означает лампочка "check" и коды ошибок на приборной панели, поэтому стоит подробно рассмотреть причины и способы их устранения. Лампочка Check Engine может загораться из-за сотен неисправностей. Список наиболее распространенных причин, по которым может загораться или мигать лампочка Check Engine, включает в себя:

  1. Плохое качество топлива. В России заправка некачественным топливом считается самой распространенной причиной загорания желтой сигнальной лампы неисправного двигателя.
  2. Отказ лямбда-зонда. В выхлопной системе установлено несколько (от 2 до 4) кислородных датчиков. Неисправный или засоренный лямбда-датчик вызывает включение лампы "check engine".
  3. Ослабленная крышка топливного бака. Если лампочка Check Engine загорается и не гаснет при выезде с бензоколонки, проверьте крышку топливного бака.
  4. Засорение каталитического нейтрализатора в выхлопной системе. Выход из строя вследствие естественного истощения, засорения, сгорания сот.
  5. Неисправный датчик массового расхода воздуха. Если датчик вышел из строя, загорается лампочка и снижается мощность двигателя (двигатель внутреннего сгорания).
  6. Засоренные или изношенные свечи зажигания. Если зажигание не срабатывает, появляется предупреждающий символ двигателя. Помимо индикатора свечей зажигания, о неисправности двигателя также свидетельствует тусклый свет.
  7. Снижение уровня масла. Значки check engine и lubricator загораются одновременно, указывая на то, что двигатель находится в режиме масляного голодания.
  8. Засоренные форсунки. Загорание лампочки Check Engine сопровождается чиханием и плавающими оборотами двигателя.
  9. Имеется утечка антифриза. Появление индикатора проверки двигателя и системы охлаждения указывает на перегрев двигателя и необходимость немедленной остановки.
  10. Отказ электронной системы управления (ECM). Электронная ошибка двигателя может быть случайной или системной. В последнем случае необходима компьютерная диагностика архива кодов ошибок. Случайные неисправности могут быть устранены самостоятельно.

В дороге часто случается, что загорается лампочка Check Engine и появляется сообщение "мощность двигателя ограничена". Так бортовой компьютер реагирует на различные неисправности, такие как

  • пробита прокладка выпускного коллектора;
  • окисление контактных колпачков, штекеров, разъемов;
  • Неисправность датчика положения коленчатого вала;
  • Декомпрессия системы рециркуляции выхлопных газов;
  • Засоренные фильтры (воздушные, масляные, топливные);
  • Повреждение датчика детонации.
  • короткое замыкание, повреждение жгута проводов;

В таких случаях для устранения символа "check engine" потребуется диагностика и ремонт автомобиля в квалифицированном сервисе.

По теме: как диагностировать автомобиль с помощью ноутбука

Как убрать check engine

Автомеханики устранят ошибку Check Engine и снимут проверку за несколько минут. Не всегда удается устранить предупреждающую лампочку Check Engine в дороге.

Если была заправка некачественным топливом

Если сразу после заправки загорается сигнальная лампа, изменяется шум двигателя и падает мощность, опытный водитель сразу определит причину. Бортовой компьютер информирует о низком октановом числе бензина, засорении топлива примесями или парафином, что является предупреждением для двигателя. Сигнал индикатора компьютера не связан с неисправностью. Использование низкокачественного топлива приводит к потере мощности и более слабому разгону.

 

 

Заполнение резервуара

 

 

Если у вас полный бак, вы не можете быстро убрать "чек" на приборной панели, вы должны подождать 40-50% топлива. Если флажок появляется после заправки 10-20 литров бензина "девяносто пять", заправьте такое же количество бензина А-98 или "супер" на ближайшей заправке. Индикатор проверки двигателя погаснет через 5-10 минут движения.

Поломка лямбда-зонда

Эффективных методов проверки датчика несгоревшего кислорода в выхлопе не существует. В гаражных условиях можно проверить эффективность лямбда-зонда с помощью мультиметра, очистив корпус, керамический сердечник, платиновые контакты зонда ортофосфорной кислотой.

 

 

Отказ лямбда-моста

 

 

Если загорелся индикатор компьютера, двигайтесь на низкой скорости, так как двигатель может полностью заглохнуть в любой момент.

Если забился катализатор

О неполадках в системе выпуска отработавших газов сигнализирует контрольный прибор, загорается символ каталитического нейтрализатора и изменяется цвет отработавших газов. Засорение каталитического нейтрализатора проявляется на дороге падением мощности двигателя. Каталитический нейтрализатор можно проверить на СТО, установив манометр на место лямбда-зонда.

Сравнение измерений манометра давления выхлопных газов при 3000, 5000 об/мин четко покажет степень загрязнения и деформации сот. Каталитические преобразователи не подлежат ремонту, их замена на заправочных станциях - дорогостоящая процедура.

 

 

Проверьте двигатель

 

 

Нагар на свечах

Дефекты в системе зажигания могут быть вызваны нагаром, изношенными свечами зажигания, коротким замыканием в электрической системе или загрязнением контактных площадок. Опытный водитель может легко распознать причину неисправности (нагар, износ свечи зажигания) по обесцвечиванию фарфорового цилиндра и деформации электродов. Если у вас есть с собой запасные части и свечной ключ, замена свечей зажигания не составит труда.

 

 

Отложения углерода на заглушках

 

 

После замены свечи зажигания символ "check engine" не будет отображаться, что означает, что система зажигания снова работает нормально.

Падение уровня масла

Появляется в виде индикаторной лампочки через несколько минут после запуска двигателя, в дорогих иномарках вместе с символом перегрева. Если появился этот символ, остановите автомобиль и проверьте уровень моторного масла с помощью щупа. При проверке блока ищите признаки утечки смазки на головке цилиндра, под уплотнениями и прокладками.

 

 

Уровень масла

 

 

Когда моторное масло будет долито и двигатель прогрет, лампочка Check Engine не загорится, что означает, что вы можете продолжать движение без ограничения скорости.

Утечки антифриза

Если появляется знак "низкий уровень охлаждающей жидкости" и горит лампочка, водитель может проверить уровень антифриза в расширительном бачке и попытаться найти утечки. Однако довольно часто значок двигателя загорается и по другим причинам.

Индикатор также может срабатывать из-за утечки охлаждающей жидкости в цилиндры, смешивания антифриза разных марок. Датчики реагируют на образование пенной эмульсии, на использование антифриза, разбавленного водой. Если утечек не обнаружено, антифриз был долит, а индикатор не загорается, причиной является неисправный датчик уровня охлаждающей жидкости.

 

 

Утечка антифриза

 

 

Датчик нельзя заменить в дороге. Для устранения неисправности или замены поврежденных трубопроводов охлаждающей жидкости требуется обращение в мастерскую.

Поломка датчика массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха отвечает за правильное соотношение воздуха в топливно-воздушной смеси, которая впрыскивается в цилиндры блока двигателя. Отказ не является критическим, но приводит к повышенному расходу топлива и замедлению разгона автомобиля. Ремонт осложняется высокой стоимостью FMRV.

Существует два способа проверки работы расширительного клапана.

  1. Для термоанемометрических датчиков визуальный осмотр выявляет трещины в платиновых нитях.
  2. Другие типы клапанов VRMV можно проверить, отсоединив штекер. Если обороты увеличиваются, то отказ ДМРВ очевиден.

Чтобы восстановить нормальный поток топлива к топливной рейке, замените FMV в мастерской.

 

 

Датчик воздуха

 

Засоренные форсунки

На дорогих иномарках засоренные форсунки на каждом цилиндре можно определить по персональному коду самодиагностики в бортовом компьютере. Ремонт, очистка форсунок в условиях автосервиса невозможны, так как требуют сложной разборки и сборки топливной рейки.

На станциях технического обслуживания форсунки очищаются на специальных ультразвуковых станциях или полностью заменяются. Продолжение движения с одной или двумя засоренными форсунками возможно на низких скоростях.

 

 

Засоренные форсунки

 

 

Сбои ЭБУ

Единственный способ самостоятельно сбросить световой индикатор в случае отказа ЭБУ - отключить питание автомобиля. Сигнал на приборной панели загорается, когда в бортовом компьютере накапливаются небольшие коды ошибок, "сбои" в электронике. Редкие неисправности двигателя устраняются путем сброса отрицательной клеммы аккумулятора на 20-30 секунд.

 

 

ЭБУ автомобиля

 

 

Сброс электронного блока управления устраняет небольшие ошибки архивирования. Сброс можно проверить, вернув часы компьютера к заводским настройкам. Системные ошибки не являются самовосстанавливающимися, для восстановления работоспособности ЭБУ может потребоваться замена печатных плат или перепрошивка программного обеспечения.

Не рекомендуется самостоятельно заменять или вырезать каталитический нейтрализатор на выхлопной трубе. Такие действия, как замена датчика положения коленчатого вала, амортизатора, прокладки выпускного коллектора, трудно выполнить в гараже или на автостоянке.

Сложная работа включает инструментальное тестирование электрических цепей, поиск электрических коротких замыканий и ремонт изношенного, поврежденного электрооборудования.

Что делать, если загорелся чек двигателя

Во многих случаях понять значение выделенного аварийного символа невозможно без анализа кодов самодиагностики, встроенных в бортовой компьютер. Водителю важно знать, почему горит лампочка и насколько срочно необходимо отремонтировать электростанцию. При некоторых неисправностях можно самостоятельно доехать до ремонтной службы. Более сложные неисправности требуют вызова эвакуатора.

Таблица: распространённые коды ошибок

Списки кодов самодиагностики для иностранных автомобилей содержат многостраничное описание. Основной буквенно-цифровой код самодиагностики на бортовом компьютере может сопровождаться кратким описанием на английском или русском языке. Поскольку многие водители не понимают англоязычных терминов, здесь приведены основные коды, сопровождающие загоревшуюся лампочку Check Engine, с описанием на русском языке.

Коды Описание
P0100 Неисправность датчика (или цепи) расхода воздуха
P0105, P0106 Отказ сигнала датчика давления воздуха (может быть связан с открытой крышкой топливного бака)
P0125 Неисправности охлаждения
P0130 - P0140 Неправильные сигналы, нерегулярные показания, неисправный лямбда-датчик
P0195, P0199 Неисправность датчика температуры масла, неправильный сигнал
P0200 Неисправность цепи управления инжектором
P0201 - P0212 Дефектные форсунки на цилиндр
P0230 - P0233 Неисправности первичного и вторичного контуров бензонасоса
P0300 Пропуски зажигания
P0301 - P0312 Неисправности зажигания (на цилиндр)
P0321 - P0323 Искаженный, пропущенный сигнал синхронизации зажигания
P0350 - P0362 Неисправности катушки зажигания
P0400 - P0402 Неправильное функционирование системы рециркуляции отработавших газов
P0420 - P0434 Неисправность каталитического нейтрализатора
P0561 Нестабильное напряжение на борту
P0600 - P0606 Неисправности электронного блока управления
P1604 Неисправности системы запуска двигателя
P1398 Неисправность датчика коленчатого вала
P1120 - P1125 Неисправность сигнала дроссельной заслонки
P1605 - P1620 Неисправная перепрограммируемая память

На дешевых автомобилях, когда загорается лампочка Check Engine, компьютер может отображать типичные описания ошибок, такие как "мощность ограничена", "срок службы ограничен". В таких ситуациях трудно проанализировать точную причину сигнала. Лучшее решение - обратиться на станцию технического обслуживания для полной компьютерной диагностики двигателя внутреннего сгорания.

Как доехать до СТО, если горит Check Engine

На практике, если мигает Check Engine, это связано с серьезной неисправностью. Не допускается езда с неисправным датчиком коленчатого вала, электропроводкой, масляным голоданием в цилиндрах, запахом гари, плавающими оборотами или вибрацией двигателя.

Опасное вождение с засоренными форсунками, работа с неправильным впрыском приводит к разрушению поршней, масляных поддонов, поршневых колец. В таких случаях необходимо вызвать эвакуатор.

 

 

Вызовите эвакуатор

 

 

В таких случаях можно доехать до мастерской самостоятельно.

Опытные водители и механики считают, что вы можете самостоятельно доехать до мастерской в следующих случаях

  • если появится сообщение "Срок службы истекает".
  • в случае неисправности датчика массы воздуха;
  • после заправки некачественным топливом;
  • после небольшой потери мощности;

В любом случае, езда с включенной лампой проверки двигателя требует постоянного контроля температуры охлаждающей жидкости и уровня масла.

Доехать до ремонтной мастерской на низкой скорости. Всегда следите за тем, чтобы обороты двигателя не превышали 3 тыс. Рекомендуется ехать плавно, без резких ускорений и торможений. Чтобы облегчить работу с электроникой, можно выключить радио (или мультимедийную систему), выключить кондиционер.