В жаркую погоду многие водители иногда сталкиваются с тем, что их двигатель закипает. Это не просто густой белый пар, выходящий из-под капота. Эта проблема может привести к повреждению двигателя и других частей автомобиля. Существует множество причин этой проблемы.
Для начала мы подробно рассмотрим все причины, почему закипает капельница. А затем - советы экспертов.
Загрязненный термостат.
Насос разорвало рассолом
Чтобы восстановить эффективность системы охлаждения и предотвратить быстрое закипание охлаждающей жидкости или антифриза в будущем, необходимо проверить вышеупомянутые компоненты. Мы перечислим порядок, в котором следует проверять эти детали, в соответствии с вероятностью и частотой отказов.
Вспенивание антифриза
Как правило, необходимо выполнить только один из этих пунктов. Однако в сложных ситуациях возможен отказ нескольких из перечисленных устройств.
Обратите внимание, что все работы по ремонту и обслуживанию системы охлаждения должны выполняться только при холодном двигателе. Никогда не открывайте крышку расширительного бачка, когда двигатель горячий! Вы рискуете получить серьезные ожоги!
Закипание часто происходит, когда автомобиль движется на пониженной передаче с работающим на высоких оборотах двигателем, например, во время длительной поездки в горах или в пробках в городе жарким летом. Ситуация ухудшается при включенном кондиционере, поскольку он создает дополнительную нагрузку на систему охлаждения, особенно на главный радиатор. Поэтому всегда проверяйте систему охлаждения двигателя, включая уровень антифриза, перед поездкой в горы. При необходимости долейте или замените.
Не рекомендуется использовать антифриз, содержащий более 60% этиленгликоля и менее 40% воды.
Иногда воздушная пробка в системе охлаждения может привести к закипанию антифриза. Его симптомы включают проблемы с термостатом, утечку антифриза, проблемы с помпой и отопителем салона. Поэтому, если хотя бы одна из перечисленных проблем присутствует в вашем автомобиле, рекомендуется исправить ситуацию, так как ее игнорирование может привести к закипанию двигателя.
Некоторые водители задаются вопросом, почему антифриз закипает после остановки. Здесь возможны различные варианты. Первый - когда автомобиль стоит на месте с работающим двигателем. Значит, это просто совпадение, и вам повезло обнаружить ситуацию, когда антифриз закипел не в пробке, а на дороге или в гараже. В этом случае следует немедленно выключить двигатель и поставить на ручной тормоз. О дальнейших действиях мы поговорим позже.
Низкий уровень антифриза
Другой вариант - дым (пар) продолжает выходить из-под капота даже после того, как кипяток был обнаружен и остановлен на обочине дороги. Важно понимать, что большинство жидкостей, и антифриз не является исключением, обладают высокой теплоемкостью. Это означает, что нагрев и охлаждение занимают довольно много времени. Таким образом, мы имеем ситуацию, когда наблюдаем кипение охлаждающей жидкости, которая перестает испаряться через некоторое время после выключения двигателя.
Существуют экзотические варианты, когда охлаждающая жидкость закипает в расширительном бачке после выключения двигателя. Например, описанная ниже ситуация справедлива для автомобиля Chrysler Stratus. При этом предохранительный клапан радиатора стравливает давление в расширительный бачок при выключенном двигателе. Возникает эффект, что там все кипит. Многие водители принимают этот процесс за пробитую прокладку головки блока цилиндров и спешат ее заменить. Однако не стоит торопиться, вместо этого имеет смысл внимательно изучить схему системы охлаждения рассматриваемого автомобиля.
Последствия при закипании антифриза зависят от перегрева двигателя. Это зависит от марки автомобиля (мощности двигателя и массы кузова), конструкции двигателя и времени, прошедшего между перегревом и выключением двигателя (момент, когда он был выключен и начал остывать). Разделим возможные последствия на три степени - легкую, среднюю и тяжелую.
Таким образом, при небольшом перегреве двигателя (до 10 минут) возможно легкое расплавление поршней двигателя. Они могут слегка изменить свою геометрию. В большинстве случаев эта ситуация не является критической, если нет предыдущих проблем с геометрией. Если вы вовремя обнаружите случай закипания и примете соответствующие меры по устранению, описанные ниже, вам останется только устранить причину проблемы, и все будет в порядке.
Средний случай перегрева происходит примерно через 20 минут после закипания средства для удаления накипи или антифриза. Поэтому возможны следующие виды отказов:
Уже упомянутых повреждений достаточно, чтобы представить себе масштаб трагедии, которая может постигнуть автомобиль, если его залить кипятком. Все это подлежит капитальному ремонту двигателя.
Расширительный бак с крышкой
Однако если водитель по какой-то причине игнорирует кипяток и продолжает движение, возникает так называемая критическая "волна разрушения". В очень редких случаях двигатель может просто взорваться, т.е. полностью разорваться и выйти из строя, но это случается нечасто. Разрушение обычно происходит в следующей последовательности:
Конечно, последствия закипания золы в системе охлаждения могут быть очень неприятными для автомобиля и его владельца. Поэтому следите за исправностью системы охлаждения, регулярно проверяйте уровень антифриза и при необходимости доливайте его. Если происходит закипание, как можно скорее отреагируйте и примите меры по исправлению ситуации.
Однако самый интересный вопрос для водителей - что делать, если антифриз/теплоноситель закипел на дороге или на парковке. Первое, что нужно помнить, - не паниковать, то есть контролировать ситуацию! Рекомендуется как можно раньше указать на частичную неработоспособность системы охлаждения. Это можно сделать с помощью приборов на приборной панели, а также визуально по пару, выходящему из-под капота. Чем раньше вы начнете действовать, тем больше вероятность того, что вам удастся избежать недорогого ремонта.
Существует простой алгоритм, который должен знать каждый водитель, даже тот, кто никогда не сталкивался с подобной ситуацией. Он состоит из следующих этапов:
Грязный радиатор
Процедура проста и с ней может справиться даже неопытный водитель. Самое главное - заметить закипание антифриза. Всегда полезно иметь в багажнике небольшой запас охлаждающей жидкости (аналогичной или совместимой с той, которую вы используете в настоящее время) и моторного масла. Канистра не занимает много места и может пригодиться в критический момент.
Существуют строгие правила, ограничивающие действия водителя в ситуации, когда антифриз в радиаторе, расширительном бачке или другой части системы охлаждения закипает. Эти правила разработаны для защиты здоровья людей от серьезных травм и минимизации материального ущерба, который может возникнуть в данной ситуации.
Соблюдение этих простых правил обеспечит безопасность водителя и сведет к минимуму риск повреждения и возможной материальной потери.