Двигатель авто закипает летом? Часто эту проблему можно решить дёшево и быстро

 

В жаркую погоду многие водители иногда сталкиваются с тем, что их двигатель закипает. Это не просто густой белый пар, выходящий из-под капота. Эта проблема может привести к повреждению двигателя и других частей автомобиля. Существует множество причин этой проблемы.

Для начала мы подробно рассмотрим все причины, почему закипает капельница. А затем - советы экспертов.

  1. Неисправный термостат. Основная задача этого устройства - подавать охлаждающую жидкость в радиатор только после того, как двигатель достигнет определенной рабочей температуры (обычно +85°С), то есть переводить ее в так называемый "малый круг" с двигателем. Однако если устройство вовремя не включить и не обеспечить циркуляцию охлаждающей жидкости в системе, то в "малом круге" с двигателем она быстро нагреется и попросту закипит, так как не успеет остыть.

     

     

    Загрязненный термостат.
  2. Неисправный радиатор. Назначение этого устройства - охлаждать антифриз и поддерживать систему охлаждения в рабочем состоянии. Однако он может быть механически поврежден или просто засорен изнутри или снаружи.
  3. Отказ насоса (центробежный насос). Поскольку назначение этого механизма заключается в прокачке охлаждающей жидкости, в случае поломки его циркуляция прекращается, и объем жидкости в непосредственной близости от двигателя начинает сильно нагреваться и, как следствие, закипать.
  4. Низкий уровень антифриза. Система охлаждения, не заполненная до нужного уровня, не справляется со своей задачей, поэтому температура превышает критический уровень, и жидкость закипает.
  5. Отказ вентилятора охлаждения. Его задача - принудительное охлаждение компонентов одной системы и жидкости. Очевидно, что если вентилятор не включится, температура не снизится, и в итоге вы можете получить кипящий антифриз. Эта ситуация особенно критична в теплую погоду.
  6. Наличие шлюза. Основной причиной его образования является снижение давления в системе охлаждения. Как следствие, происходит одновременное воздействие нескольких повреждающих факторов. В частности, снижается давление и, следовательно, температура кипения антифриза. Кроме того, при длительном воздействии воздуха в системе ингибиторы в охлаждающей жидкости разрушаются и не выполняют свою защитную функцию. В конце концов, уровень охлаждающей жидкости падает. Об этом уже говорилось.
  7. Неисправность датчика температуры. Здесь вопрос простой. Этот узел не отправил правильные команды термостату и/или вентилятору. Они не включились, и система охлаждения и радиатор закипели.

     

     

    Насос разорвало рассолом
  8. Низкое качество антифриза. Если в автомобиль залит некачественный антифриз, т.е. жидкость не соответствует необходимым требованиям, значит, радиатор, скорее всего, закипит. В частности, контрафактная охлаждающая жидкость часто закипает при температуре ниже +100°C.
  9. Вспенивание антифриза. Это может произойти по разным причинам. Например: некачественная охлаждающая жидкость, смешивание несовместимых антифризов, использование неподходящей для автомобиля охлаждающей жидкости, повреждение прокладки блока цилиндров, из-за чего в систему охлаждения попадает воздух, который вступает в химическую реакцию с охлаждающей жидкостью и образует пену.
  10. Утечка в крышке резервуара. Причиной проблемы может быть либо неисправный сливной клапан, либо негерметичное уплотнение крышки. Затрагиваются как крышка расширительного бачка, так и крышка радиатора. В результате давление в системе охлаждения падает ниже атмосферного и, соответственно, снижается температура кипения антифриза.

Чтобы восстановить эффективность системы охлаждения и предотвратить быстрое закипание охлаждающей жидкости или антифриза в будущем, необходимо проверить вышеупомянутые компоненты. Мы перечислим порядок, в котором следует проверять эти детали, в соответствии с вероятностью и частотой отказов.

 

 

Вспенивание антифриза

  1. Расширительный бачок и его крышка. Особенно это происходит, когда антифриз в расширительном бачке закипает и из-под бачка выходит пар. Лучше заменить всю крышку с клапаном.
  2. Термостат. Это устройство проверяет себя, когда радиатор холодный при работающем двигателе и кипящей охлаждающей жидкости. Также имеет смысл проверить термостат после замены охлаждающей жидкости, если она сразу закипела.
  3. Охлаждающий вентилятор. Это случается нечасто, но проверить стоит. Проблемы обычно вызваны ослаблением контактов или повреждением изоляции обмоток статора и/или ротора.
  4. Датчик температуры. Это надежное устройство, но иногда оно выходит из строя на старых машинах. Он фактически управляет работой вентилятора на радиаторе.
  5. Центробежный насос (насос). Здесь все аналогично предыдущему пункту.
  6. Радиатор. Необходимо тщательно проверить его на наличие повреждений и возможной утечки охлаждающей жидкости. Если он протекает (это будет сопровождаться утечкой антифриза), его необходимо демонтировать и загерметизировать. В крайнем случае, замените его на новый. Его также можно просто прочистить, если он сильно засорился. Для наружной очистки его лучше удалить. Внутренняя очистка, с другой стороны, производится вместе со всей системой охлаждения (без разборки).
  7. Проверьте уровень антифриза в системе. Возможна утечка из неисправной системы, а оставшийся объем может быть слишком большим для тепловой нагрузки и кипения. Если используется низкокачественная жидкость с низкой температурой кипения, ее следует полностью заменить. В противном случае его можно просто долить антифризом.
  8. Убедитесь, что залитый антифриз подходит для машины. Если смешиваются охлаждающие жидкости двух марок, проверьте, совместимы ли они друг с другом.
  9. Проверьте работу предохранительного клапана. Проверьте работу клапана на крышке с помощью пластикового листа.
  10. Проверьте качество залитого раствора антифриза. Это можно сделать несколькими способами, используя как профессиональное оборудование, так и инструменты, имеющиеся в гараже или дома.

Как правило, необходимо выполнить только один из этих пунктов. Однако в сложных ситуациях возможен отказ нескольких из перечисленных устройств.

Обратите внимание, что все работы по ремонту и обслуживанию системы охлаждения должны выполняться только при холодном двигателе. Никогда не открывайте крышку расширительного бачка, когда двигатель горячий! Вы рискуете получить серьезные ожоги!

Закипание часто происходит, когда автомобиль движется на пониженной передаче с работающим на высоких оборотах двигателем, например, во время длительной поездки в горах или в пробках в городе жарким летом. Ситуация ухудшается при включенном кондиционере, поскольку он создает дополнительную нагрузку на систему охлаждения, особенно на главный радиатор. Поэтому всегда проверяйте систему охлаждения двигателя, включая уровень антифриза, перед поездкой в горы. При необходимости долейте или замените.

Не рекомендуется использовать антифриз, содержащий более 60% этиленгликоля и менее 40% воды.

Иногда воздушная пробка в системе охлаждения может привести к закипанию антифриза. Его симптомы включают проблемы с термостатом, утечку антифриза, проблемы с помпой и отопителем салона. Поэтому, если хотя бы одна из перечисленных проблем присутствует в вашем автомобиле, рекомендуется исправить ситуацию, так как ее игнорирование может привести к закипанию двигателя.

Некоторые водители задаются вопросом, почему антифриз закипает после остановки. Здесь возможны различные варианты. Первый - когда автомобиль стоит на месте с работающим двигателем. Значит, это просто совпадение, и вам повезло обнаружить ситуацию, когда антифриз закипел не в пробке, а на дороге или в гараже. В этом случае следует немедленно выключить двигатель и поставить на ручной тормоз. О дальнейших действиях мы поговорим позже.

 

 

Низкий уровень антифриза

Другой вариант - дым (пар) продолжает выходить из-под капота даже после того, как кипяток был обнаружен и остановлен на обочине дороги. Важно понимать, что большинство жидкостей, и антифриз не является исключением, обладают высокой теплоемкостью. Это означает, что нагрев и охлаждение занимают довольно много времени. Таким образом, мы имеем ситуацию, когда наблюдаем кипение охлаждающей жидкости, которая перестает испаряться через некоторое время после выключения двигателя.

Существуют экзотические варианты, когда охлаждающая жидкость закипает в расширительном бачке после выключения двигателя. Например, описанная ниже ситуация справедлива для автомобиля Chrysler Stratus. При этом предохранительный клапан радиатора стравливает давление в расширительный бачок при выключенном двигателе. Возникает эффект, что там все кипит. Многие водители принимают этот процесс за пробитую прокладку головки блока цилиндров и спешат ее заменить. Однако не стоит торопиться, вместо этого имеет смысл внимательно изучить схему системы охлаждения рассматриваемого автомобиля.

Какие последствия когда антифриз закипел

Последствия при закипании антифриза зависят от перегрева двигателя. Это зависит от марки автомобиля (мощности двигателя и массы кузова), конструкции двигателя и времени, прошедшего между перегревом и выключением двигателя (момент, когда он был выключен и начал остывать). Разделим возможные последствия на три степени - легкую, среднюю и тяжелую.

Таким образом, при небольшом перегреве двигателя (до 10 минут) возможно легкое расплавление поршней двигателя. Они могут слегка изменить свою геометрию. В большинстве случаев эта ситуация не является критической, если нет предыдущих проблем с геометрией. Если вы вовремя обнаружите случай закипания и примете соответствующие меры по устранению, описанные ниже, вам останется только устранить причину проблемы, и все будет в порядке.

Средний случай перегрева происходит примерно через 20 минут после закипания средства для удаления накипи или антифриза. Поэтому возможны следующие виды отказов:

  • уплотнения начинают пропускать моторное масло, которое может как вытекать, так и смешиваться с кипящим антифризом.
  • деформация корпуса головки блока цилиндров (происходит при температуре двигателя +120 градусов и выше);
  • в головке блока цилиндров могут появиться трещины (как микротрещины, так и трещины, видимые человеческим глазом)
  • расплавление или прогорание прокладки головки блока цилиндров;
  • Повреждение (обычно полное разрушение) межкольцевых пластин на поршнях двигателя;

Уже упомянутых повреждений достаточно, чтобы представить себе масштаб трагедии, которая может постигнуть автомобиль, если его залить кипятком. Все это подлежит капитальному ремонту двигателя.

 

 

Расширительный бак с крышкой

Однако если водитель по какой-то причине игнорирует кипяток и продолжает движение, возникает так называемая критическая "волна разрушения". В очень редких случаях двигатель может просто взорваться, т.е. полностью разорваться и выйти из строя, но это случается нечасто. Разрушение обычно происходит в следующей последовательности:

  1. Плавление и горение поршней двигателя.
  2. В результате этого процесса плавления расплавленный металл проникает в стенки цилиндра, затрудняя движение поршней. Поршни также в конечном итоге разрушаются.
  3. Часто после повреждения поршней автомобиль просто глохнет и останавливается. Однако если этого не происходит, начинаются проблемы с моторным маслом.
  4. При повышении критической температуры масло теряет свои эксплуатационные свойства, подвергая опасности все узлы трения двигателя.
  5. Как правило, мелкие детали расплавляются и прилипают к коленчатому валу в жидком виде, что, конечно же, затрудняет его вращение.
  6. После этого седла клапанов начинают вылетать. В результате коленчатый вал под воздействием хотя бы одного поршня просто ломается или, по крайней мере, изгибается.
  7. Сломанный вал может легко пробить одну из стенок блока цилиндров, а это уже равносильно полному отказу двигателя, и что самое интересное, такой двигатель трудно восстановить.

Конечно, последствия закипания золы в системе охлаждения могут быть очень неприятными для автомобиля и его владельца. Поэтому следите за исправностью системы охлаждения, регулярно проверяйте уровень антифриза и при необходимости доливайте его. Если происходит закипание, как можно скорее отреагируйте и примите меры по исправлению ситуации.

Что делать если кипит антифриз

Однако самый интересный вопрос для водителей - что делать, если антифриз/теплоноситель закипел на дороге или на парковке. Первое, что нужно помнить, - не паниковать, то есть контролировать ситуацию! Рекомендуется как можно раньше указать на частичную неработоспособность системы охлаждения. Это можно сделать с помощью приборов на приборной панели, а также визуально по пару, выходящему из-под капота. Чем раньше вы начнете действовать, тем больше вероятность того, что вам удастся избежать недорогого ремонта.

Существует простой алгоритм, который должен знать каждый водитель, даже тот, кто никогда не сталкивался с подобной ситуацией. Он состоит из следующих этапов:

  1. Переключитесь на холостой ход и уменьшите обороты двигателя до холостых.
  2. Продолжайте движение и не снижайте скорость резко. Окружающий воздух будет обдувать двигатель, чтобы максимально охладить его.
  3. Также следует включить систему отопления салона на максимально возможную температуру. И это нужно делать независимо от времени года, то есть, если нужно, даже в летнюю жару. Эта процедура выполняется для отвода как можно большего количества тепла от радиатора, и он максимально охлаждается даже на оборотах холостого хода.
  4. Езжайте как можно дольше до полной остановки (если это происходит летом, желательно найти место остановки где-нибудь в тени, без прямых солнечных лучей). Затем выключите двигатель. Поэтому оставьте зажигание включенным, чтобы нагреватель продолжал работать в течение 5 ... 10 минут. Затем выключите зажигание.
  5. Откройте капот, чтобы обеспечить максимальный доступ естественного воздуха в пространство под капотом. Не прикасаясь руками к деталям двигателя (они сейчас очень горячие), подождите определенное время. Летом это около 40...50 минут, зимой - около 20 минут. Это зависит от погодных условий и от того, как долго машина "готовилась".
  6. Вызовите эвакуатор или отбуксируйте автомобиль на станцию технического обслуживания или к хорошему механику с соответствующим диагностическим оборудованием.

     

     

    Грязный радиатор
  7. Если поблизости нет автомобилей, по истечении указанного времени, убедившись, что кипения больше нет и жидкость "успокоилась", осторожно открутите крышку расширительного бачка системы охлаждения и добавьте чистую воду. Если это не далеко, можно использовать любой негазированный напиток. Заполните до отметки.
  8. Заведите автомобиль, установите печку на максимум и продолжайте движение на низкой скорости. Как только температура охлаждающей жидкости достигнет +90°C, остановитесь и подождите около 40 минут. Если вы не можете уехать далеко, вам повезло. В противном случае обратитесь к грузовику или службе буксировки.
  9. Приехав на СТО, расскажите мастерам о проблеме, обычно они легко находят неисправность (среди описанных выше) и устраняют ее.
  10. Также попросите заменить антифриз, так как срок годности жидкости, находящейся в системе, уже истек.
  11. Проведите диагностику неисправности, чтобы найти причину закипания и устранить ее, чтобы ситуация не повторилась в будущем.

Процедура проста и с ней может справиться даже неопытный водитель. Самое главное - заметить закипание антифриза. Всегда полезно иметь в багажнике небольшой запас охлаждающей жидкости (аналогичной или совместимой с той, которую вы используете в настоящее время) и моторного масла. Канистра не занимает много места и может пригодиться в критический момент.

Чего нельзя делать, когда кипит двигатель

Существуют строгие правила, ограничивающие действия водителя в ситуации, когда антифриз в радиаторе, расширительном бачке или другой части системы охлаждения закипает. Эти правила разработаны для защиты здоровья людей от серьезных травм и минимизации материального ущерба, который может возникнуть в данной ситуации.

  1. Не перегружайте двигатель (не разгоняйтесь, а максимально снизьте обороты до холостого хода, обычно около 1000 об/мин).
  2. Не останавливайтесь и не выключайте двигатель, думая, что он перестанет кипеть, так как это только усугубит ситуацию.
  3. Не прикасайтесь к раскаленным деталям под капотом!
  4. Если из-под крышки расширительного бака или любого другого компонента выходит пар и система кипит, не открывайте крышку расширительного бака! Не делайте этого до истечения вышеуказанного времени.
  5. Не лейте холодную воду на двигатель! Дайте двигателю остыть.
  6. После остывания двигателя и добавления нового антифриза не садитесь за руль, если температура поднимается выше +90 градусов.

Соблюдение этих простых правил обеспечит безопасность водителя и сведет к минимуму риск повреждения и возможной материальной потери.