Электронный блок управления (ЭБУ) - это мозговой центр современного автомобиля. Система впрыска топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания требует постоянной регулировки в зависимости от условий работы двигателя. ЭБУ делает это на основе информации, полученной от различных измерительных приборов, среди которых важную роль играет датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). В отечественной автомобильной промышленности первый датчик положения был установлен в двигателях ВАЗ и ЗМЗ 406.
ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА:
Датчик коленчатого вала также известен как датчик синхронизации. Другими словами, его можно определить как устройство, координирующее число оборотов коленчатого вала с моментом впрыска и количеством топлива, поступающего в камеры сгорания, искрообразованием в них, а также работой других систем двигателя внутреннего сгорания. Именно для этого используется датчик.
Чтобы выяснить, что такое ДПКВ, необходимо понять, как он работает. Принцип работы основан на эффекте Холла. Это электрическое явление было открыто в 1879 году американским физиком. На основе многочисленных экспериментов ученый пришел к выводу, что живая металлическая пластина, помещенная в магнитное поле, получает разность потенциалов на своих краях. До эпохи полупроводников этот эффект долгое время не использовался. С началом 1950-х годов стало возможным производство микроконтроллеров на основе редкоземельных элементов, например, датчиков положения коленчатого вала.
Датчик работает как бесконтактное устройство. Металлическая пластина контроллера расположена в одном миллиметре от зубцов намагниченного диска синхронизации коленчатого вала. В одной точке пластины не хватает двух зубов. Вращаясь, ДПКВ снимает показания равномерного магнитного потока с зубчатого диска.
Диаграмма работы ДПКВ:
Когда отверстие диска (3) проходит мимо пластины (2), прибор регистрирует изменение магнитного потока и подает сигнал на ЭБУ. Это происходит потому, что изменения в магнитном поле влияют на слаботочный сигнал, протекающий в катушке (1) с сердечником внутри корпуса охранного детектора.
Когда отверстие в зубчатом диске обращено к приборной панели, ЭБУ воспринимает это как начало вращения коленчатого вала. Микропроцессор, анализируя полученную информацию, управляет работой всех компонентов двигателя внутреннего сгорания, а именно:
На следующем рисунке показана схема управления опережением зажигания, где A - зазор между металлической пластиной и зубьями зубчатого диска.
Чтобы изучить структуру датчика, достаточно открыть пластиковый корпус неисправного устройства. Вы видите индукционную катушку - магнитопровод (стальной сердечник) в обмотке, которая заканчивается внешней металлической пластиной. В профилях корпуса устройства обычно имеется одно или два отверстия с бронзовыми кольцами. Они служат для крепления болтов, которыми устройство крепится к крышке коленчатого вала.
Цилиндрическая часть полностью погружается внутрь корпуса, оставляя выступ разъема снаружи. Распиновка устройства представляет собой три провода, один провод подает на катушку низкое напряжение, второй провод - "0". Третий провод - это модифицированный токовый выход на ЭБУ.
Водителям, которые хотят получить знания об устройстве своего автомобиля, следует выяснить, где находится датчик коленчатого вала. Контроллер автомобиля должен быть расположен рядом с вращающимся диском синхронизации коленчатого вала. Диск закреплен на оси с помощью болта на конце коленчатого вала.
Расположение датчика:
Неправильная работа ручки синхронизации коленчатого вала является симптомом неисправного датчика коленчатого вала. Водитель почувствует это сразу. Важно правильно диагностировать неисправность. Если бесконтактный датчик коленчатого вала неисправен, возникают следующие симптомы
Если диагностика покажет, что датчик неисправен, замените его на новый. В любой мастерской эта операция не займет много времени. Единственный недостаток заключается в том, что иногда мастера могут назначать очень высокие цены за свою работу. Самостоятельная замена датчика сэкономит вам деньги и не доставит особых хлопот. Любой водитель, который когда-либо менял его вручную, может рассказать вам об этом. Нахождение датчика доступно даже начинающему водителю. Эксперты советуют выполнить следующие действия.
Удаление старого ДПКВ:
Пошаговые инструкции по замене контактора:
Перед заменой DIC проверьте, действительно ли датчик вышел из строя. Чтобы проверить его работу, снимите устройство и вооружитесь мультиметром. Испытание проводится следующим образом: переведите измерительный прибор в режим омметра. Щуп мультиметра подключен к контактам BCI. Нормальное сопротивление будет в пределах 550-750 Ом. Переведите измерительный прибор в режим вольтметра. Поднесите металлический предмет к наконечнику датчика, и мультиметр должен обнаружить скачки напряжения.
Если неисправность не обнаружена, проверьте герметичность разъемов, кабеля и устраните причину неисправности. Если нет, замените ДПКВ.
Мультиметр:
Если ДПКВ выйдет из строя в дороге, его можно легко отсоединить от кабеля, снять с приспособления и заменить на новый блок, не вызывая никого на помощь.