Почему плавают обороты двигателя

Двигатель - это "сердце" автомобиля и, как и человеческое сердце, иногда может давать сбои. Проблему с двигателем можно распознать по ритму его "сердцебиения" - революции. Если обороты привода начали расти - двигатель подает нам сигнал, что с ним что-то не так. В нашей сегодняшней статье мы расскажем, какие повреждения предполагают галопирующие обороты двигателя, как их диагностировать и правильно ремонтировать.

Плавающие обороты Hyundai

Причина появления плавающих оборотов

Водитель может определить неравномерность оборотов двигателя, взглянув на тахометр. При нормальной работе привода на холостом ходу стрелка этого устройства остается на одном уровне (обычно в диапазоне 750-800 об/мин), а в случае проблем с работой двигателя стрелка опускается, а затем поднимается (диапазон от 500 до 1500 об/мин и выше). Если в автомобиле нет тахометра, обороты можно определить на слух: двигатель рокочет то вверх, то вниз. А также - за счет увеличения и уменьшения вибраций, проникающих в автомобиль из моторного отсека.

Обычно неравномерные обороты двигателя возникают на холостом ходу. Однако даже на средних скоростях спидометр может регистрировать дрожание или ползание, что характерно для дизельных двигателей. Давайте рассмотрим эти два случая по отдельности, чтобы понять причины этих явлений.

Скачки оборотов на холостом ходу

Колебания оборотов холостого хода чаще всего возникают в инжекторных двигателях. Это связано с особенностью управления холостым ходом электронным блоком управления двигателем (ЭБУ). Электронный мозг автомобиля постоянно считывает информацию о холостом ходе и, если она нарушается, дает команду датчикам, отвечающим за правильное функционирование системы, исправить ситуацию. Холостой ход может быть нарушен из-за попадания воздуха в топливную систему, в частности в цилиндры двигателя. В этом случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ об избытке воздуха, поступающего в камеру сгорания. Чтобы уравнять количество воздуха и топлива, образующих топливно-воздушную смесь, "мозги" дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ "понимает", что подал слишком много топлива в цилиндр, и ограничивает его подачу - в этот момент обороты резко падают.

Второй причиной повышения оборотов на холостом ходу является выход из строя регулятора холостого хода.

Снятый регулятор холостого хода (IAC)

Снятый регулятор холостого хода (IAC).

Это электродвигатель, конструкция которого включает в себя конический штифт, а его функция заключается в стабилизации оборотов двигателя на холостом ходу. Основной причиной его выхода из строя является износ компонентов IAC (обрыв тросика, износ направляющей или конуса запального штифта и т.д.) в результате длительной работы на некачественном топливе. Когда регулятор выходит из строя, двигатель без "стабилизатора" начинает непроизвольно увеличивать или уменьшать обороты.

Третьей причиной колебаний оборотов является неисправный масляный клапан в картере двигателя.

клапан вентиляции картера

Во время работы двигателя выхлопные газы (также называемые картерными газами) скапливаются в картере. В новом двигателе объем этих картерных газов относительно невелик, в то время как в двигателе с большим пробегом объем картерных газов велик. Избыточные картерные газы направляются через систему вентиляции картера во впускной коллектор и дроссельную заслонку, где они участвуют в образовании топливно-воздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера засоряется (чаще всего это происходит из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащегося в картерных газах), во впускной коллектор поступает меньше картерных газов, обороты обогащаются не полностью, обороты двигателя начинают плавать - от средних (1100 - 1200) до низких (750-800).

Четвертой причиной плавающих оборотов холостого хода является выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

Измеритель массового расхода воздуха Lada 2110 (LMRV)

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) автомобиля Lada 2110

Как и воздушный клапан картера, при длительной эксплуатации он может покрыться грязной масляной пленкой, что в конечном итоге приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр - компонент, отвечающий за измерение объема воздуха, поступающего в камеру сгорания двигателя. В этом случае ЭБУ не получает правильных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что приводит к скачкам оборотов двигателя.

Пятая причина - неисправность дроссельной заслонки, работа которой заключается в регулировании давления воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя.

дроссельная заслонка

Дроссельный клапан

Дроссельная заслонка может заблокироваться по двум причинам: отложения масла на внутренней стороне золотника, которые мешают ему нормально закрываться и открываться, и неисправный привод дроссельной заслонки. Обратите внимание, что это самая распространенная причина холостого хода двигателя, также характерная для карбюраторных двигателей.

Говоря о карбюраторных двигателях, давайте перечислим причины, по которым они могут вызывать колебания холостого хода. К ним относятся: а) неправильная регулировка холостого хода двигателя; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение форсунки холостого хода продуктами сгорания топлива.

карбюратор

21073 Карбюратор Солекс

Скачки оборотов на промежуточном ходу

Дизельные двигатели имеют переменные обороты холостого хода, в основном из-за ржавчины на лопастях топливного насоса высокого давления. Эти части насоса корродируют из-за присутствия воды в топливе. Из-за этого обороты холостого хода дизельного двигателя также колеблются.

Инжекторный насос Bosch - вид центробежного регулятора

Инжекторный насос Bosch - вид центробежного регулятора

Все вышеперечисленные причины неравномерных оборотов двигателя имеют ряд последствий: повышенный расход топлива, выбросы выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ топливных и пневматических компонентов двигателя. Чтобы этого не произошло, необходимо периодически проверять работу вышеупомянутых систем и датчиков, а в случае проблем и "суматошных" оборотов - немедленно устранять неисправности.

Многомодовый сканер Rokodil ScanX позволяет диагностировать причину неисправности или предотвратить ее раньше.

Диагностический сканер

Мультимастерный сканер Rokodil ScanX

Сравнив показания со спецификациями производителя, вы можете быть уверены в том, что система работает правильно. Если после диагностики возникнет ошибка, Rokodil ScanX покажет вам более точно, в чем проблема и с чего начать поиски в первую очередь. Например, ошибки P0100-P0104 будут указывать на ошибку, связанную с расширительным клапаном, P0518 - с дроссельной заслонкой и т.д. Эта процедура поможет более точно определить причину неисправности и сэкономить время.
для его обнаружения.

Исправляем плавающие обороты мотора

1. впуск воздуха в цилиндры двигателя. Проверьте герметичность линий подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снять каждый шланг отдельно и продуть его компрессором или насосом (трудоемкий процесс) или обработать шланги WD-40. Можно найти трещину, из которой WD-40 быстро испарится. В этом случае не заклеивайте его изолентой, а замените изношенный шланг новым.

2 Замените регулятор холостого хода. Проверьте состояние регулятора холостого хода с помощью мультиметра и измерьте его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление от 40 до 80 Ом, регулятор неисправен и подлежит замене.

3. очистка клапана вентиляции картера. Разборка масляного поддона необходима, поскольку только так можно получить доступ к масляному отверстию и снять клапан. Промойте его в парафине или другом очистителе для удаления следов масляных отложений с деталей двигателя. Затем просушите клапан и установите его на место.

4. замена датчика массового расхода воздуха. Датчик массового расхода воздуха является хрупкой деталью и в большинстве случаев не подлежит ремонту. Поэтому, если он является причиной колебаний оборотов холостого хода, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более что сломанный термоанемометр не подлежит ремонту.

5. промойте дроссельную заслонку, а затем установите ее в правильное положение. Существует два способа очистки дроссельной заслонки от масляных отложений - снятие дроссельной заслонки и ее промывка без снятия с автомобиля. В первом случае отсоедините все шланги и кабели, ведущие к дроссельной заслонке, ослабьте ее крепления и снимите ее. Затем положите его в емкость и залейте специальным спреем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).

Промывка сальника дроссельной заслонки

Промывка дроссельной заслонки

Если масляный налет на поверхности дроссельной заслонки стал мутным, его можно аккуратно очистить щеткой. Затем поверхность дросселя можно очистить чистой сухой тряпкой и собрать дроссель, подключив все провода и линии. Во втором случае промывка сальников проводится на горячем двигателе с использованием того же спрея. Перед применением очистителя дроссель должен быть обесточен. Сначала залейте спрей внутрь дроссельной заслонки, подождите несколько минут, а затем запустите двигатель. Когда двигатель работает, продолжайте опрыскивать дроссельную заслонку. Если вы увидите белый дым, выходящий из дроссельной заслонки - не волнуйтесь, это удаление масляного нагара. После этой процедуры подсоедините провода и, используя компьютер, перепрограммируйте алгоритм работы дроссельной заслонки, установив требуемый зазор открытия дроссельной заслонки.

6. регулировка оборотов холостого хода двигателя. Эту операцию можно выполнить с помощью отвертки, регулируя винты скорости и качества.

Регулировка холостого хода двигателя

Регулировка холостого хода двигателя

Замените электромагнитный клапан карбюратора. Если этот клапан выходит из строя, двигатель может работать только на всасываемом воздухе. Поэтому мы рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый, чтобы устранить обороты.

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

8. очистка форсунки холостого хода. Двадцать лет назад очистка форсунки от масляных отложений была трудоемким занятием. Сегодня нет необходимости извлекать пробку из системы - достаточно залить специальный спрей для очистки карбюраторов и оставить его на пять минут. По истечении этого времени сопло следует очистить от мусора с помощью сжатого воздуха.

 

Снята форсунка холостого хода

Снята форсунка холостого хода

9. антикоррозийная обработка лопастей топливной форсунки. Для этого вам понадобится средство для удаления ржавчины (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в заливную горловину топливного бака перед заправкой. Средство для удаления ржавчины само справится с задачей очистки лопастей насоса от коррозии. Для предотвращения коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое при движении образует защитный слой на поверхности лопастей.

Помните: если обороты двигателя скачут на холостом ходу, посетите станцию технического обслуживания и проведите тщательную функциональную проверку этих систем двигателя. Своевременная диагностика защитит вас от серьезных повреждений двигателя.