Почему не срабатывает вентилятор охлаждения двигателя

Когда двигатель работает, температура в камерах сгорания достигает примерно 1500-2000 градусов Цельсия. Если тепло не отводится от стенок цилиндра, перегрев двигателя неизбежен, что приведет к дорогостоящему ремонту или замене двигателя.

Охлаждающий вентилятор

Охлаждающий вентилятор

Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры двигателя (+90 градусов Цельсия) при любых условиях эксплуатации. Он включает в себя следующие компоненты:

- Радиатор;
- Расширительный сосуд;
- Насос;
- Термостат;
- Термостат; Вентилятор;
- Датчики температуры и включения вентилятора;
- Комплект разъемов;
- Радиатор;
- Антифриз.

Строительство системы охлаждения

Структура системы охлаждения

Когда термостат закрыт, рабочая жидкость циркулирует с помощью насоса по так называемому малому кругу, охлаждая блок цилиндров и головку и отдавая часть тепловой энергии. Когда термостат открыт, жидкость циркулирует по большому кругу в направлении радиатора.

Система охлаждения

 

Система охлаждения

Во время движения поверхность радиатора обдувается поступающим воздухом, что снижает температуру рабочей жидкости. Однако сам радиатор не может предотвратить перегрев жидкости, например, когда автомобиль стоит в пробке или долгое время едет на низкой скорости.

Для облегчения работы радиатора в системе охлаждения силового агрегата в качестве одного из основных исполнительных механизмов установлен вентилятор, отказ которого может привести ко многим нежелательным проблемам.

Как работает вентилятор

В автомобилях старого поколения вентилятор был принудительным, т.е. работал всегда, пока работал двигатель, с помощью приводного ремня. Сам вентилятор обычно крепился к шкиву насоса, который соединен ремнем со шкивом генератора.

Однако в большинстве современных автомобилей используется электровентилятор или привод с вязкостной муфтой, где он включается автоматически с помощью датчика включения (калибруется отдельно для каждого двигателя).

Вентилятор радиатора

Вентилятор радиатора

Вентилятор радиатора представляет собой простой 12-вольтовый электродвигатель, питающийся от электросети автомобиля. Вентилятор имеет на своем валу крыльчатку, которая создает поток воздуха, направленный на соты радиатора. Сам вентилятор имеет монтажную раму для соединения с радиатором.

За включение вентилятора отвечает датчик переключения, расположенный в одном из бачков радиатора. Он устанавливается в гнездо для кабеля питания двигателя вентилятора.

Включение вентилятора

Модели карбюраторов

электрический вентилятор

 

 

Выключатель вентилятора запрограммирован на определенную предельную температуру, при которой его контакты срабатывают, передавая питание на реле, которое замыкает цепь питания вентилятора, и вентилятор начинает работать.

Инжекторные двигатели

 

вентиляция

Вентилятор в этих машинах включается с помощью регулятора. Контроллер получает данные от датчика и передает их на реле, которое активирует двигатель.

Возможные причины отказа вентилятора

Если температура антифриза резко повысилась, а вентилятор на радиаторе не работает, проблема возникла именно здесь. Автомобиль следует остановить и устранить неисправность, чтобы предотвратить перегрев и спасти двигатель от дорогостоящего ремонта.

Неисправности

- Перегорел предохранитель;

- Неисправен датчик триггера;

- Обрыв или короткое замыкание в линии питания двигателя;

- Отказ двигателя;

- Плохой контакт в соединении или окисление контактов в цепи вентилятора;

- Неисправность реле коммутации;

- Неисправный предохранительный клапан в расширительном баке.

Проверка

- Предохранитель перегорает в результате неисправности в цепи, которую он защищает, и перед его заменой необходимо найти причину;

- Если датчик включения-выключения вышел из строя, провода питания соединяются вместе, и если вентилятор сработал, датчик неисправен и подлежит замене. Если у вас есть возможность добраться до мастерской или гаража, вы можете оставить провода отсоединенными, что обеспечит работу вентилятора, но защитит двигатель от перегрева;

 

Принципиальная схема

Контур

На двигателях с инжектором отключите датчик, отсоединив его, запустите двигатель, и если вентилятор сработал (ЭБУ "поймет", что в цепи есть неисправность, и переведет вентилятор в режим неисправности), значит, датчик неисправен и его следует заменить.

- Цепь питания проверяется тестером на целостность и отсутствие короткого замыкания;

Проверка с помощью тестера

Проверьте тестером

- Если двигатель вентилятора вышел из строя, кабель питания отсоединяется, и оба кабеля питаются от аккумулятора. Если вентилятор не запускается, он должен быть неисправен (изношенные щетки, коллектор или проблемы с обмотками якоря и статора) и подлежит замене;

- Если есть подозрение, что разъем вентилятора имеет ненадежный контакт, разъем снимается, а контакты очищаются от пыли, грязи и возможного окисления;

- Неисправное реле может быть временно заменено соседним, если его характеристики одинаковы;

Реле вентилятора ВАЗ 2114

Реле вентилятора ВАЗ 2114

- Если при полностью исправных компонентах в цепи вентилятора вентилятор не работает при повышении температуры выше нормы, рекомендуется проверить клапан в крышке расширительного бачка.

Клапан поддерживает давление в системе выше атмосферного, предотвращая закипание воды, присутствующей в рабочей жидкости, когда температура достигает 100 градусов. Если клапан неисправен, он выравнивает давление до атмосферного, и жидкость закипает уже при 100 градусах.

Сам датчик срабатывает при температуре 105-107 градусов Цельсия. Это означает, что жидкость уже кипит, но вентилятор еще не работает. Необходимо заменить крышку и клапан.

Несколько советов

- Периодически контролируйте температуру охлаждающей жидкости и проверяйте работу вентилятора при превышении опасной зоны на индикаторе;

- Проверьте уровень жидкости в бачке и при необходимости долейте ее;

- Контролируйте систему на предмет утечек жидкости;

- Если рабочая температура превышена, остановитесь, найдите и устраните причину;

- В течение сезона соблюдайте принцип промывки крышки расширительного бака под давлением воды, что поможет сохранить предохранительный клапан чистым;

- В двигателях с принудительным вентилятором периодически проверяйте натяжение приводного ремня.