Когда двигатель работает, температура в камерах сгорания достигает примерно 1500-2000 градусов Цельсия. Если тепло не отводится от стенок цилиндра, перегрев двигателя неизбежен, что приведет к дорогостоящему ремонту или замене двигателя.
Охлаждающий вентилятор
Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры двигателя (+90 градусов Цельсия) при любых условиях эксплуатации. Он включает в себя следующие компоненты:
- Радиатор;
- Расширительный сосуд;
- Насос;
- Термостат;
- Термостат; Вентилятор;
- Датчики температуры и включения вентилятора;
- Комплект разъемов;
- Радиатор;
- Антифриз.
Структура системы охлаждения
Когда термостат закрыт, рабочая жидкость циркулирует с помощью насоса по так называемому малому кругу, охлаждая блок цилиндров и головку и отдавая часть тепловой энергии. Когда термостат открыт, жидкость циркулирует по большому кругу в направлении радиатора.
Система охлаждения
Во время движения поверхность радиатора обдувается поступающим воздухом, что снижает температуру рабочей жидкости. Однако сам радиатор не может предотвратить перегрев жидкости, например, когда автомобиль стоит в пробке или долгое время едет на низкой скорости.
Для облегчения работы радиатора в системе охлаждения силового агрегата в качестве одного из основных исполнительных механизмов установлен вентилятор, отказ которого может привести ко многим нежелательным проблемам.
В автомобилях старого поколения вентилятор был принудительным, т.е. работал всегда, пока работал двигатель, с помощью приводного ремня. Сам вентилятор обычно крепился к шкиву насоса, который соединен ремнем со шкивом генератора.
Однако в большинстве современных автомобилей используется электровентилятор или привод с вязкостной муфтой, где он включается автоматически с помощью датчика включения (калибруется отдельно для каждого двигателя).
Вентилятор радиатора
Вентилятор радиатора представляет собой простой 12-вольтовый электродвигатель, питающийся от электросети автомобиля. Вентилятор имеет на своем валу крыльчатку, которая создает поток воздуха, направленный на соты радиатора. Сам вентилятор имеет монтажную раму для соединения с радиатором.
За включение вентилятора отвечает датчик переключения, расположенный в одном из бачков радиатора. Он устанавливается в гнездо для кабеля питания двигателя вентилятора.
Модели карбюраторов
Выключатель вентилятора запрограммирован на определенную предельную температуру, при которой его контакты срабатывают, передавая питание на реле, которое замыкает цепь питания вентилятора, и вентилятор начинает работать.
Инжекторные двигатели
Вентилятор в этих машинах включается с помощью регулятора. Контроллер получает данные от датчика и передает их на реле, которое активирует двигатель.
Если температура антифриза резко повысилась, а вентилятор на радиаторе не работает, проблема возникла именно здесь. Автомобиль следует остановить и устранить неисправность, чтобы предотвратить перегрев и спасти двигатель от дорогостоящего ремонта.
- Перегорел предохранитель;
- Неисправен датчик триггера;
- Обрыв или короткое замыкание в линии питания двигателя;
- Отказ двигателя;
- Плохой контакт в соединении или окисление контактов в цепи вентилятора;
- Неисправность реле коммутации;
- Неисправный предохранительный клапан в расширительном баке.
- Предохранитель перегорает в результате неисправности в цепи, которую он защищает, и перед его заменой необходимо найти причину;
- Если датчик включения-выключения вышел из строя, провода питания соединяются вместе, и если вентилятор сработал, датчик неисправен и подлежит замене. Если у вас есть возможность добраться до мастерской или гаража, вы можете оставить провода отсоединенными, что обеспечит работу вентилятора, но защитит двигатель от перегрева;
Контур
На двигателях с инжектором отключите датчик, отсоединив его, запустите двигатель, и если вентилятор сработал (ЭБУ "поймет", что в цепи есть неисправность, и переведет вентилятор в режим неисправности), значит, датчик неисправен и его следует заменить.
- Цепь питания проверяется тестером на целостность и отсутствие короткого замыкания;
Проверьте тестером
- Если двигатель вентилятора вышел из строя, кабель питания отсоединяется, и оба кабеля питаются от аккумулятора. Если вентилятор не запускается, он должен быть неисправен (изношенные щетки, коллектор или проблемы с обмотками якоря и статора) и подлежит замене;
- Если есть подозрение, что разъем вентилятора имеет ненадежный контакт, разъем снимается, а контакты очищаются от пыли, грязи и возможного окисления;
- Неисправное реле может быть временно заменено соседним, если его характеристики одинаковы;
Реле вентилятора ВАЗ 2114
- Если при полностью исправных компонентах в цепи вентилятора вентилятор не работает при повышении температуры выше нормы, рекомендуется проверить клапан в крышке расширительного бачка.
Клапан поддерживает давление в системе выше атмосферного, предотвращая закипание воды, присутствующей в рабочей жидкости, когда температура достигает 100 градусов. Если клапан неисправен, он выравнивает давление до атмосферного, и жидкость закипает уже при 100 градусах.
Сам датчик срабатывает при температуре 105-107 градусов Цельсия. Это означает, что жидкость уже кипит, но вентилятор еще не работает. Необходимо заменить крышку и клапан.
- Периодически контролируйте температуру охлаждающей жидкости и проверяйте работу вентилятора при превышении опасной зоны на индикаторе;
- Проверьте уровень жидкости в бачке и при необходимости долейте ее;
- Контролируйте систему на предмет утечек жидкости;
- Если рабочая температура превышена, остановитесь, найдите и устраните причину;
- В течение сезона соблюдайте принцип промывки крышки расширительного бака под давлением воды, что поможет сохранить предохранительный клапан чистым;
- В двигателях с принудительным вентилятором периодически проверяйте натяжение приводного ремня.